Майя Плисецкая. Эту женщину, ставшую символом русского балета, хорошо знают по всей планете. Народная артистка Советского Союза, прима Большого театра, работавшая с лучшими мировыми хореографами, в своём творчестве опередила время. Восторженные зрители и критики называли её лучшей Одеттой, Джульеттой, Раймондой, Авророй и Жизелью. Все балеты, в которых блистала Плисецкая, перечислить трудно, но особенно запоминающей она была в роли, ставшей визитной карточкой балерины. Это Кармен из балета «Кармен-сюита» - новаторского спектакля, в котором неповторимая индивидуальность выдающейся балерины проявилась особенно ярко.
История создания
В 1964 году Майе Плисецкой исполнилось 39 лет. Она была ведущей балериной Большого театра, Народной артисткой СССР и женой выдающегося композитора Родиона Щедрина. Майя танцевала ведущие партии в таких знаменитых балетах, как «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Жизель» и «Раймонда». Однако талантливой и полной сил артистке хотелось большего, а именно она мечтала воплотить на сцене героиню, о которой грезила с начала своей сценической карьеры. Кармен - именно этот образ до такой степени не давал Плисецкой покоя, что она сама по новелле Мериме и опере Бизе начала сочинять либретто балета.
Майя Плисецкая и Родион Щедрин
Изначально со своей идеей Майя обратилась к гениальному Шостаковичу, с которым они с мужем были в добрых отношениях и нередко вместе отдыхали семьями.
Дмитрий Дмитриевич, прочитав предоставленное ему либретто, сделал вид, что заинтересовался, но вскоре шутливо отказался, заявив, что с Бизе он тягаться не сможет. Следующим композитором, к которому с просьбой о сочинении музыки к балету обратилась Плисецкая, был сосед по даче - Арам Хачатурян. Хотя и в этом случае поговорили и разошлись. Прошло два года и мечта балерины так бы и оставалась мечтой, если бы не счастливый случай, который привел в Москву на гастроли кубинский балет во главе со знаменитым балетмейстером Альберто Алонсо. Побывав на спектакле гостей и увидев их хореографию, Майя поняла, что это именно то, о чём она мечтала долгие годы.
«Как-то я оказалась на концерте Кубинского балета, гастролировавшего в Москве, и увидела танцевальные номера, поставленные Альберто Алонсо, – рассказывала журналистам Майя Плисецкая. – И хотя, казалось бы, ни один номер по сюжету не отвечал моей мечте о Кармен, я сразу подумала: вот этот балетмейстер с его талантом, темпераментом может осуществить мое давнишнее стремление. В антракте я подошла к Альберто Алонсо и спросила: не думал ли он о «Кармен» на балетной сцене? Он сразу загорелся, почувствовав свою тему. Скоро Альберто Алонсо приехал в Москву с уже сочиненным либретто балета, и начались репетиции. Наконец сбылась мечта всей моей артистической жизни – Кармен! Я дождалась своего балета. Не каждая балерина может сказать такое, это редкое артистическое счастье».
«Меня привлекла мысль Майи Плисецкой, — рассказывал Альберто Алонсо, — хореографическим языком рассказать историю цыганки Кармен. Не переложить на танец гениальную оперу и новеллу Проспера Мериме, нет! — А создать балет на эту страстную, темпераментную музыку, весь решить его сквозь образ Кармен, один из величайших в мировой музыкально-литературной классике».
Долго не раздумывая, Плисецкая обратилась к Алонсо с просьбой поставить для неё одноактный балет «Кармен». Кубинский хореограф сразу согласился, но при условии, если получит приглашение от советского Министерства культуры. Используя все свои связи, Майя добилась желаемого и вызов Альберто Алонсо на постановку «Кармен» в Большом театре был сделан. Хореограф со своим либретто в Москву прилетел, а музыки к балету так и не было, хотя любимый муж, несмотря на то, что был завален работой, обещал обязательно помочь. В конечном итоге балет решено было сделать, как посоветовал Алонсо на музыке Бизе.
Майя Плисецкая и Родион Щедрин
Свободную виртуозную обработку музыки из оперы «Кармен» и «Арлезианки» Щедрин сделал в очень короткий срок. Всего двадцать дней и транскрипция, рассчитанная на струнные и ударные инструменты, была готова.
О своей работе над партитурой балета Родион Щедрин рассказывал: «Слишком прочно связана наша память с музыкальными образами бессмертной оперы. Так пришла мысль о транскрипции. Когда-то этот, почти забытый сегодня, жанр музыкального искусства был одним из самых распространенных. Выбрав жанр, надо было выбрать инструментарий. Надо было решить, какие инструменты симфонического оркестра смогут достаточно убедительно компенсировать отсутствие человеческих голосов, какие из них ярче всего подчеркнут очевидную хореографичность музыки Бизе. В первом случае эту задачу, на мой взгляд, могли решить струнные инструменты, во втором — ударные. Так сложился состав оркестра — струнные и ударные. <...> Опера и балет — виды искусства, бесспорно, братские, но каждый из них требует своей закономерности. Балетный оркестр, мне кажется, должен звучать на несколько градусов „горячее" оперного. Ему надлежит „дорассказать" куда больше, чем оркестру оперному. Да простят мне сравнение, что „жестикуляция" музыки в балете должна быть гораздо резче и заметнее. Я с искренней увлеченностью работал над партитурой балета. Преклоняясь перед гением Бизе, я старался, чтобы преклонение это всегда было не рабским, но творческим. Хотелось использовать все виртуозные возможности выбранного состава».
Репетиции балета тоже проходили в сжатые сроки. Костюмы успели сшить только к премьере, которая была назначена на 20 апреля 1967 года. Танцоры и музыканты очень старались, но желаемой реакции от публики не последовало. Зрители ждали пируэтов, фуэте, а получили странное представление, над которым необходимо было задуматься. Они вежливо аплодировали, а министр культуры Фурцева покинула свою ложу сразу по окончанию спектакля.
Майя Плисецкая (Кармен) и Николай Фадеечев (Хосе) в балете Альберто Алонсо «Кармен-сюита», Большой театр, 1967г
Следующий показ спектакля был назначен через день, однако Плисецкой и Щедрину загодя сообщили, что «Кармен» отменили. Раздосадованные новостью, они прямиком отправились к министру и услышали, что спектакль сырой, музыка изуродована, костюмы непристойны, да к тому же хореография весьма «откровенна». С обещанием сделать коррективы спектакль удалось отстоять, а московская публика постепенно стала привыкать к новаторскому балету.
Интересные факты
— После просмотра «Кармен-сюиты» в «Большом» импресарио из Канады пожелал включить балет в гастрольный тур театра в рамках «Экспо-67». Однако в Министерстве культуры заявили, что экспериментальный спектакль не следует показывать зарубежному зрителю, чтобы не испортить его отношения к русскому балету, который в этом виде искусства впереди планеты всей. Во время резкого разговора в кабинете министра Плисецкая заявила, что если «Кармен» в Канаду не повезут, то она тоже не поедет и даже уйдёт из «Большого». В результате канадцы не увидели ни «Кармен-сюиты», ни примы - балерины, но театр Плисецкая всё же не оставила.
— Майя Плисецкая «Кармен-сюиту» в Большом театре станцевала 132 раза, а помимо того более 200 раз в разных уголках мира.
— Первый балет по новелле Проспера Мериме «Кармен» был поставлен уже в 1846 году, через три года после того как писатель поставил в своём произведении последнюю точку. Хореографом, осуществившим данную постановку, был балетмейстер Мариус Петипа. Следует заметить, что спектакль имел огромный успех.
— В 2005 году, почти через сорок лет после первой постановки «Кармен-сюиты», Альберто Алонсо вновь пригласили в Москву, для того чтобы возродить балет и показать его к юбилейному дню рождения Майи Плисецкой. Роль Карменситы исполняла Светлана Захарова - прима-балерина Большого театра.
— Балет «Кармен-сюита» в главной роли с Майей Плисецкой был экранизирован два раза: в 1969 и 1978 году.
— Последний раз Майя Плисецкая станцевала «Кармен» в 1990 году, балерине тогда было шестьдесят пять лет. Стоит отметить, что Майя Михайловна выходила на сцену до семидесяти лет.
— Транскрипция знаменитой музыки Жоржа Бизе у Родиона Щедрина получилась настолько яркой, что сегодня на концертных площадках она звучит также часто, как и в музыкальных театрах. Это музыкальное произведение во всём мире приобрело невероятную популярность.
P. S.
Сценическая жизнь балета «Кармен-сюита» начиналась весьма нелегко, но сегодня он ставится и исполняется по всему миру. «Кармен» не умерла, как предрекали недоброжелатели, а с каждой новой постановкой обретает новую жизнь и новый облик.
В публикации использованы материалы belcanto и soundtimes.