Джаз на протяжении всей своей истории всегда был фактором позитивных преобразований, он остается им и по сей день. И сегодня, 30 апреля, весь мир традиционно отмечает Международный день джаза (International Jazz Day). Джаз возник в конце 19 — начале 20 века в США как синтез африканской и европейской культур и по сей день остается уникальной формой музыкального искусства, объединяющей расы и национальности и стирающей границы между людьми и государствами.
Надо сказать, что у армян и Армении в целом глубокие корни в джазе, и они появились очень давно. В 1938 г. у нас уже официально был джаз-бэнд со своими традициями и музыкантами, известными не только в Армении, но и во всем мире. Армянский джаз сегодня хорошо известен в мире своими элементами армянского фольклора. Мир знает армянских музыкантов и армянский джаз.
Но сегодня мы решили рассказать о легендарных джазистах армянского происхождения, сыгравших значительную роль в становлении этого музыкального жанра вне Армении. Надо сказать, что данный список далеко не полный, и мы его продолжим в последующих публикациях.
Терк Ван Лэйк или Ваниг Рубен Овсепян, США
Он аккомпанировал, сотрудничал и дружил с гигантами мирового джаза, среди которых были Чик Уэбб, Каунт Бейси, Бенни Гудмен, Лайонел Хэмптон, Бадди Рич, Сара Воэн, Нэнси Уилсон, Хэрби Мэнн...
Американский музыкант армянского происхождения Ваниг Рубен Овсепян родился 15 июня 1918 года в Бостоне (штат Массачусетс) в семье армянских беженцев из Османской империи. Отец перевез семью в Нью-Йорк, где Ваниг изучал гармонию в школе Тоттенвилля. Потом он закончил консерваторию в Бостоне, занимался классической музыкой, однако параллельно увлекся ставшим популярным в 30-ие годы джазом.
Он играл в небольших джаз-клубах, постепенно набирая известность и популярность, аккомпанируя звездам джаза.
Руководитель оркестра, в котором Ваниг начал играть на гитаре, попросил его выбрать имя, которое бы звучало более привычно для американцев. Для себя Ваниг Овсепян выбрал творческий псевдоним, который звучит на голландский манер — Терк Ван Лэйк (Turk Van Lake), что в переводе с английского означает «Озеро Ван в Турции». Название озера Ван ему было знакомо из рассказов родителей.
В 1954 году Терк Ван Лэйк формирует собственную группу из четырех музыкантов, которая успешно выступает на американской сцене. Он создает аранжировки для оркестров таких известных музыкантов как Каунт Бейси, Лайонел Хэмптон, Бадди Рич, Бенни Гудмен, Чарли Барнет․
Сам Овсепян играл на всех видах струнных инструментов – акустической и электрической гитаре, мандолине, банджо.
Терк Ван Лэйк объехал с гастролями всю Америку в составе ансамбля Леса Элгарта в конце 50-ых.
В 60-е годы Терк Ван Лэйк много выступал с такими известными певицами, как Мириам Макеба (Miriam Makeba) и Нэнси Уилсон, работал с популярным флейтистом Хэрби Мэнном. А последние годы своей жизни профессор струнного факультета Music College of Staten Island Терк Ван Лэйк сосредоточился на преподавательской работе. Умер он у себя дома в Нью-Йорке 1 сентября 2002 года.
Андре Экиян, Франция
Во Франции, да и в Европе в целом его почитают в качестве одного из основоположников континентального джаза. А профессиональные издания сравнивают его с такими американскими звездами джазового саксофона, как Джонни Ходжес, Бенни Картер и даже Коулмен Хокинс. Более того, Майкл Такер - автор книги о мастерах саксофона утверждает, что Андре Экиян был «элегантнее в своей манере игры, чем его американские коллеги».
Андрэ Экиян родился в Испании в городе Аликанте в 1907 году. Мать Андрэ была из Венгрии, а отец переехал в Европу из Западной Армении и в результате натурализации его настоящая фамилия Эчкиян стала звучать как Экиян.
В детстве Андрэ занимался музыкой — играл на кларнете. После переезда во Францию, он поступил в университет на медицинский факультет, предполагая стать дантистом. В университете Андрэ купил себе альт-саксофон и стал играть на этом инструменте.
К 1920 году он практически забросил выбранную профессию и из дантиста переквалифицировался в профессионального музыканта. Первый шаг в этом направлении он сделал в знаменитом тогда в Париже «Orchestra of Perroquet», а через несколько лет создал и свой собственный небольшой оркестр, который каждый вечер играл в кабаре «Крест Востока».
Таким образом Андрэ сделал себе имя аранжировщика и создателя новых музыкальных стилей. К середине 1930-х годов он становится одним из основателей кабаре «Boeuf sur la Toit», где записывались все песни того периода. Записанные в кабаре композиции Андрэ Экияна стали первыми произведениями в стиле джаз во Франции, за что Андрэ стали называть основоположником джаза во Франции.
В 1940-ые годы Андрэ переезжает в Нью-Йорк, где начинает играть с такими гигантами джаза, как Томми Дорси, Фэтс Уоллер и Джо Тернер. Но через несколько лет возвращается в родную Францию, где создает еще несколько знаменитых кабаре и продолжает выступать.
Музыкант погиб в автокатастрофе в августе 1972 года, когда вместе со своим оркестром гастролировал по Испании.
Сегодня имя Андрэ Экияна включено в престижную джазовую энциклопедию Леонарда Фезера как одного из известных исполнителей 20 века.
Гарри Бабасиан, США
История обошлась с ним несправедливо: несмотря на его, без преувеличения, огромный вклад в джазовую музыку, имя Гарри «Медведя» Бабасиана известно сегодня лишь большим любителям джаза. И уж совсем мало кто знает, что настоящая его фамилия Бабасинян.
Ерванд Гарри Бабасиан II был джазовым музыкантом на протяжении почти 50 лет, и играл до самой своей смерти в 1988 году. Родился он 19 марта 1921 года в Далласе. Его отец Ерванд Бабасинян был одним из сотен тысяч армянских эмигрантов, прибывших в Америку в конце 1915 года из Западной Армении.
После школы Гарри поступил в государственный университет Северного Техаса, где действовал на то время самый известный музыкальный факультет с отделением джаза. Так, в возрасте 20 лет Гарри начал играть в оркестре Чарли Фикса и гастролировал с уже известными музыкантами Джимми Джоем, Бобом Стронгом, Билли Роджерсом, Джином Крупом Чарли Барнетом, Бойдом Рэберни, Бенни Гудменом, Вуди Германом, Джерри Грэем, Джином Роландом и Томми Ривзом.
Во время гастролей с оркестром Чарли Барнета в 1945 году Гарри принял решение переехать в Лос-Анджелес, где вступил в оркестр Бенни Гудмена и сделал много записей с этой группой. В 1947 году вместе с новым оркестром записал первое в истории джаза соло на виолончели.
В Лос-Анджелесе Гарри ждал огромный успех. Он снялся в кинофильме «A Song Is Born», в котором рассказывалось о творчестве популярных джазменов Бенни Гудмена, Луи Армстронга, Чарли Барнета и других. Оказаться в одном фильме с такими звездами стало важным фактом в карьере Гарри Бабасиана.
Во время съемок фильма Гарри Бабасиан познакомился с бразильским гитаристом Лауриндо Алмейда. Музыканты начали вместе экспериментировать, смешивая бразильскую музыку и джаз. В апреле 1953 года они записали две пластинки и, основали новый стиль джаза Bossa Nova.
В середине 1950-ых годов, он собрал свой собственный ансамбль, Harry Babasin и Jazzpickers, который выпустил три альбома.
В 1952 году Гарри с барабанщиком Роем Хартом решили создать большую звукозаписывающую компанию Ноктюрн Рекордз и выпустили 10 пластинок.
В 1970-х годах музыканты создали первый в США Архив джаза, оцифровывали старые записи, благодаря чему многие шедевры того времени сохранились до наших дней.
Последний гастрольный тур Гарри Бабасиан провел в 1985 году в возрасте 64 лет. Три года спустя – в 1988 году, Бабасиан скончался от эмфиземы, к этому времен успев записать более 1,500 песен.