Аль Пачино — американский актер театра и кино, режиссер и сценарист. Он влюбил в себя мир, исполняя роли отрицательных героев. Крестный отец и дьявол в обличии человека, грабитель банка и владелец казино — каждый персонаж в исполнении звезды Голливуда становился событием кинематографа.
В 1970-х гг - после роли Майкла Корлеоне в фильме «Крестный отец» он был одним из самых узнаваемых и популярных американских актеров в мире. В 1980-х он почти на 10 лет пропал с экранов, а в 1990-х триумфально вернулся в кино с фильмом «Запах женщины». Что же стало причиной долгой творческой паузы, и почему он заслужил прозвище Дьявола и главного холостяка Голливуда?
Наверное, амплуа «плохого парня» сложилось у него еще в юности, задолго до того, как он пришел в актерскую профессию. Альфредо Джеймс Пачино родился 25 апреля 1940 года и вырос в бедной семье итальянских эмигрантов в криминальном квартале Нью-Йорка. Когда ему было 2 года, его родители развелись. О своем детстве он рассказывал: «Улица кишела преступностью, и нас, детей, не выпускали гулять. Поэтому мы околачивались на крышах: играли в пятнашки, постоянно рискуя сорваться с шестиэтажной высоты. В результате такого «воспитания» я в 9 лет начал курить табак. А в 13 – не только табак. К тому же полюбил алкоголь. Его нам обычно покупал патрульный полицейский – с условием, что мы будем выпивать под его присмотром. Он считал, что таким образом контролирует ситуацию… В детстве я молил Бога о велосипеде. Потом понял, что Бог работает по-другому… Я украл велосипед и стал молить Бога о прощении».
Как это часто бывает, мечты об актерской профессии пришли к нему после первых же посещений кинотеатра, где его мать работала билетершей, а после того, как он в 14 лет увидел на театральной сцене постановку чеховской «Чайки», эти мечты переросли в убежденность. «Не будь Чехова – не было бы и меня», – признавался позже Аль Пачино.
Когда он заявил матери о своем желании стать актером, она возмутилась: мол, это занятие для богатых, а он должен выбрать себе более серьезную профессию и начинать кормить семью. Из-за этого конфликта он рано ушел из дома, с 16 лет ночуя у друзей или в театре. А когда ему было 22 года, его мать умерла. На тот момент они уже несколько лет не общались. «Самая большая трагедия для меня – что я так и не успел ее простить», – говорил он позже.
Аль Пачино окончил актерскую студию Ли Страсберга и начал выступать на театральной сцене. Он исполнял драматические роли в спектаклях «Проснись и пой!», «Америка, ура», «Индейцы хотят Бронкс», «Ричард III» и «Носит ли тигр галстук?». За игру в последнем Аль получил в 1969-м престижную театральную премию «Тони». Параллельно началась и работа в кино, и началась с эпизодических ролей: часто его имя даже не фигурировало в титрах. Первым фильмом, где его заметили, стала трагикомедия «Я, Натали». Более значительную роль актер сыграл в 1971 году в картине «Паника в Нидл-парке».
Но настоящая слава ожидала Аль Пачино после съемок в ставшей культовой трилогии Фрэнсиса Форда Копполы «Крестный отец».
Интересно, чгто продюсеры не верили в его успех. На тот момент он был молодым, еще никому не известным актером, в творческом багаже которого было всего 3 киноработы. На эту роль претендовали Джек Николсон и Уоррен Битти, но после того, как режиссер впервые увидел Аль Пачино на съемочной площадке, все сомнения улетучились. «Я видел в кадре только лицо Пачино, и ничье больше», – говорил Коппола. Роль Майкла Корлеоне, по признанию Аль Пачино, стала самой сложной в его актерской биографии:
«Мне понадобилось несколько месяцев, чтобы я наконец-то перестал чувствовать себя Майклом Корлеоне и рискнул прожить еще чью-то жизнь».
Фильм ждал оглушительный успех: ленту и сегодня называют лучшей в творческой биографии киноактера, а самого Пачино впервые номинировали на «Оскар». В 1974 году вышло продолжение «Крестного отца», и Пачино в третий раз подряд номинировался на заветную статуэтку. Эта роль вместе с исполнением образа Сантино в триллере Сидни Люмета «Собачий полдень» принесла артисту награду Британской академии кино и телевизионных искусств и приз на кинофестивале в Сан-Себастьяне.
Но после своего триумфа в 1970-х гг. в следующем десятилетии Аль Пачино неожиданно пропал с экранов. В 1980-х гг. он сыграл только в 5 фильмах, один из которых («Революция») был четырежды номинирован на «Золотую малину» – антипремию, которую вручают за самые сомнительные достижения в кино. Как стало известно позже, в это время он пережил серьезный личностный кризис и стал злоупотреблять алкоголем. Чтобы избавиться от этой зависимости, ему даже пришлось обратиться в специализированную клинику.
Сам он не скрывал того, что у него были вредные привычки. Актер признавался: «Когда-то я искренне считал, что алкоголь помогает решить многие проблемы. Потом почувствовал, что пришло время остановиться». В 1990-х он отказался от алкоголя и бросил курить, а вскоре с триумфом вернулся на экраны. А в 1992 г. Аль Пачино стал обладателем кинопремии «Оскар» за лучшую мужскую роль в фильме «Запах женщины». До этого он номинировался 7 раз, и эта награда стала долгожданным признанием его заслуг.
В работе над ролью слепого подполковника Фрэнка Слайда Аль Пачино проявил всю свою одержимость, присущую ему в отношении к профессии. В Голливуде ходили легенды о его трудоспособности. Он спал по 4 часа в сутки, все остальное время отдавая съемкам и репетициям, а усталость глушил с помощью кофе, который пил в таких количествах, что его прозвали Аль Капучино.
На съемочной площадке его называли Дьяволом – но не за скверный характер, как в юности, а за невероятно талантливую игру. А Пачино на это отвечал: «Более лестного прозвища в моей жизни не было». Все, кто видел его в этом фильме, поражались тому, что актер снова словно не играл, а выворачивал наизнанку собственную судьбу, без боязни исповедуясь в собственных грехах – долгих годах пьянства.
Особо запомнился публике и фильм «Схватка», ведь в этой киноленте Аль Пачино сыграл вместе с Робертом Де Ниро, с которым ранее уже пересекался на съемках «Крестного отца». Еще один проект с артистом в главной роли — «Донни Браско», где также появился Джонни Депп, — был высоко отмечен критиками и получил множество престижных премий. В 2005 году эта кинолента стала номинантом на попадание в рейтинг «100 известных цитат из американских фильмов за 100 лет» по версии AFI.
В фильме 1996 года «В поисках Ричарда» Пачино выступил как режиссер и продюсер. Благодаря успеху на экране талантливый актер попал в 1997-м в первую четверку рейтинга «100 величайших звезд кино всех времен» по версии издания Empire.Популярность артисту принесла мистическая картина «Адвокат дьявола», в которой он исполняет роль Сатаны. Партнером по площадке стал Киану Ривз, сыгравший главную роль.
Первоначально Пачино отказался от съемок — артиста не впечатлил сценарий. Продюсеры рассматривали также персоны Кевина Спейси и Ричарда Гира, но позднее предпочли переработать сценарий так, чтобы тот понравился Альфредо. Имя его героя создатели фильма взяли у английского поэта XVII столетия, автора «Потерянного рая», повествующего о борьбе небесных сил и ада.
В новом тысячелетии критики отмечают и другие работы киноактера: в криминальной драме «Нужные люди», боевике «Рекрут», экранизации шекспировской пьесы «Венецианский купец», где вместе с артистом снялись Джереми Айронс, Чарли Кокс и другие исполнители, детективе «Деньги на двоих», где он появился в дуэте с Мэтью Макконахи, и других.
В 2014 году на экранах появился фильм «Второй шанс». Реальная история фолк-певца Стива Тилстона понравилась зрителям, критики вновь отметили актерский талант Пачино. Тогда же на Венецианском фестивале киноведы по достоинству оценили две картины с участием «оскароносного титана»: драму «Манглхорн» и комедию «Унижение».
В 2016 году на экраны вышел фильм «Хуже, чем ложь». Киноленту ожидал провал, ведь она заработала менее 100 фунтов стерлингов в первую неделю проката в Великобритании. Подобный результат явно разочаровал режиссеров и продюсеров. Создатели киноленты были уверены, что звездный состав (Аль Пачино, Энтони Хопкинс и Джош Дюамель), участвовавший в съемках, поможет завоевать мировой кинорынок, но этого не произошло.
В 2019 году фильмография актера пополнилась сразу несколькими яркими работами. Одной из них стала комедийно-драматическая лента «Однажды… в Голливуде», снятая Квентином Тарантино. В проекте, где главные роли достались Брэду Питту и Леонардо Ди Каприо, Аль Пачино воплотил на экране образ известного американского кинопродюсера Марвина Шварца.
Другая картина — «Ирландец» — пополнила список фильмов о мафии, в которых снялся артист. В проекте речь шла о киллере Фрэнке Ирландце Ширане (Роберт де Ниро), на счету которого 25 убийств гангстеров. Одной из его жертв стал Джимми Хоффа (Аль Пачино). При создании фильма применялись технологии по компьютерному омоложению персонажей.
В 2021 году актер продолжил работу в кино. На экраны вышла драма Ридли Скотта «Дом Gucci», в которой Аль Пачино сыграл роль Альдо Гуччи, дяди главного героя в исполнении Адама Драйвера. Также в картине появились Леди Гага, Джаред Лето, Джереми Айронс и другие. Работа над лентой велась в течение нескольких лет — за это время неоднократно менялись не только режиссеры, но и актерский состав.
P. S.
Аль Пачино нередко приходилось выслушивать критику в свой адрес – он и сам не скрывал того, что в некоторых фильмах снимался только ради денег, и некоторые из них провалились в прокате и собрали тысячи гневных отзывов. Сегодня он уже спокойно реагирует на критику и не пытается никого переубеждать. «Когда все получается, ты перестаешь хвастаться и доказывать это окружающим. Когда ты сильный, ты не лезешь в драку. Когда любишь по-настоящему, перестаешь кричать об этом. Человек становится самодостаточным лишь тогда, когда он уверен в себе и знает, на что способен сам, а не заставляет других поверить в это», – говорит актер.