История одного шедевра: опере «Самсон и Далила» Сен-Санса потребовалось несколько десятилетий, чтобы найти путь к мировой славе - RadioVan.fm

Онлайн

История одного шедевра: опере «Самсон и Далила» Сен-Санса потребовалось несколько десятилетий, чтобы найти путь к мировой славе  

2022-04-25 21:06 , История Одного Шедевра, 2605

История одного шедевра: опере «Самсон и Далила» Сен-Санса потребовалось несколько десятилетий, чтобы найти путь к мировой славе

Камиль Сен-Санс – автор 13 опер, отдельные из которых с успехом ставились на европейских сценах, обретая как мгновенную популярность, так и столь же стремительное забвение. Самой жизнеспособной оказалась его третья опера, написанная библейскую тему - «Самсон и Далила». Но, как это часто бывает, именно ей потребовалось несколько десятилетий, чтобы найти путь к мировой славе.

Питер Пауль Рубенс. Самсон и Далила, 1609г

История создания

Камиль Сен-Санс изначально хотел написать ораторию. И, несмотря на то что либреттист убедил его переработать произведение в оперу, во многом «Самсон и Далила» сохранила ораториальный стиль. Тому свидетельствуют и повествовательный характер развития сюжета, и большая доля хоровых эпизодов, и то, что многие важные события, например, арест Самсона в конце второго акта, происходят за сценой. Столь явный жанровый уклон связан с тем, что в середине 19 века Европа переживала возрождение интереса к хоровой музыке. Сен-Санс высоко ценил оратории Генделя и Мендельсона и задумал создать подобное произведение, опираясь на либретто Вольтера «Самсон», написанное для французского классика Ж.Ф. Рамо.

История оперы началась в 1867 году, либреттистом был приглашен Фердинанд Лемер, муж одной из кузин супруги композитора. Его поэмы Сен-Санс уже использовал для своих вокальных сочинений. В основе либретто был положен сюжет 16 главы библейской старозаветной «Книги Судей». Вначале композитор написал музыку ко второму акту – квинтэссенции драматических отношений главных героев, с его дивными ариями и дуэтами, затем – хоровые сцены. Второй акт был полностью исполнен на приватном любительском вечере, и отзывы, которые композитор получил от присутствующих, оказались не слишком комплементарны. Кроме того, французское общество было абсолютно не готово к появлению на сцене священных героев Библии. В довершение, разразилась война с Пруссией, и Сен-Санс отправился служить в Национальную гвардию. Вследствие этих обстоятельств работа над «Самсоном и Далилой» была приостановлена на несколько лет.

В 1872 году в Веймаре композитор встретился с Ференцем Листом, который на тот момент руководил Веймарской придворной оперой. Лист, узнав о незавершенном «Самсоне и Далиле», стал его уговаривать дописать оперу и сразу предложил постановку у себя в театре. Сен-Санс вдохновился этой идеей и вернулся к сочинению. В 1876 году партитура была готова. Сен-Санс и Полина Виардо, которой предназначалась главная партия, устраивали несколько исполнений оперы и её отрывков.

Полина Виардо

На этих вечерах присутствовали, в том числе и руководители театров, но, увы, никто во Франции не взял оперу к исполнению. Тогда композитор уехал в Веймар, чтобы поставить её там. И, хотя Лист уже не был первым лицом местного театра, ему удалось договориться, чтобы «Самсон и Далила» появились в репертуаре.

Премьера состоялась 2 декабря 1877 года на немецком языке и прошла с безусловным оглушительным успехом. Партия Далилы досталась местной солистке, Августине фон Мюллер, Самсона – Францу Ференци. Несмотря на значительный резонанс в Веймаре, в первые годы своего существования опера почти нигде не звучала. В 1882 её поставили в Гамбурге. На родину, во Францию, она добралась только к 1890 году – сначала в Руан, а осенью и в Париж, где была встречена очень тепло. В следующие два года «Самсона и Далилу» показали театры Нанта, Монпелье, Бордо, Тулузы и Женевы. Наконец, 23 ноября 1892 года премьера прошла и в Парижской опере – главном музыкальном театре Франции. В этой постановке впервые был исполнен «Танец жриц», не вошедший ни в один из более ранних спектаклей. Сен-Санс посвятил эту оперу своей музе, Полине Виардо, которая к моменту парижской премьеры уже вышла из возраста исполнения партии Далилы. В то же время популярность оперы в мире стала стремительно расти. В 1890-е её поставили в Монако, США, Италии, Англии. Премьера, исполненная российской оперной труппой, состоялась 19 ноября 1896 года в Мариинском театре.

В 20 веке «Самсон и Далила» никогда надолго не выпадала из мировой афиши, а партия Далилы, наравне с Кармен, стала главнейшей в репертуаре любой меццо-сопрано. Сегодня в мире существуют около 50 постановок этой оперы.

Интересные факты

  • Восточная музыка, которая пронизывает оперу, родилась под влиянием алжирской культуры. Из-за слабых легких композитор многие зимы проводил на востоке – в Алжире и Египте.
  • «Самсон и Далила» - один из лучших образцов французской оперы на восточную тему, наравне с «Искателями жемчуга» Ж. Бизе и «Лакме» Л. Делиба.
  • Партия Самсона – одна из «визитных карточек» Пласидо Доминго.
  • Первая аудиозапись оперы была сделана еще в 1904 году.

P. S.

«Самсон и Далила» - настоящая находка для театров и исполнителей. Сюжет позволяет различные трактовки, временные переносы и воплощение оригинальных режиссерских идей, а многомерность характеров персонажей – свободные актерские интерпретации мотивов их поступков. В этом причина того, что новые постановки этой красивой оперы всегда очень ожидаемы публикой.

В публикации использованы материалы soundtimes.

Лента

Рекомендуем посмотреть