Сказка — один из популярнейших жанров народного творчества. Берущая своё начало в дописьменной культуре человечества, она дошла до наших дней, сохранив неизменными свои основные черты — красочную изобразительность, увлекательность вымысла, определённость этических оценок, чёткость сюжетной структуры. Именно эти черты делали сказку неизменно привлекательной не только для слушателей и читателей, но и для писателей, обращающихся к миру народной фантазии в поисках живого слова, яркого образа, острого сюжета. Литературная сказка по сравнению со сказкой народной молода, если под литературной понимать сказку авторскую, отмеченную индивидуальностью её создателя и в то же время сохраняющую основные жанровые признаки народного источника.
Армянская литературная сказка появилась в XIX веке. Её основоположником стал писатель, педагог, публицист и общественный деятель Газарос Агаян (1840–1911), его первая сказка «Анаит» вышла в 1881 году.
Газарос Агаян
Агаян родился 16 апреля 1840 в селе Болнис-Хачен (ныне Болниси, Грузия). Получив начальное образование в селе Шамшулда, в 1853 г. поступил в Нерсисяновскую семинарию в самом Тифлисе, однако вскоре вынужден был бросить учебу и вернуться в родную деревню. Спустя 7 лет он работал наборщиком сначала в тифлисской типографии Энфиаджяна, а затем – в 1862-1867 гг. – в Москве в типографии Лазаревского института восточных языков. Затем в Санкт-Петербурге (типография Академии наук) Уехать из Тифлиса его побудило страстное желание продолжать учебу....
На правах вольнослушателя он слушал лекции в столичных университетах, одновременно занимаясь самообразованием, и штудируя русскую и европейскую классическую литературу и педагогику. Именно в эти годы, под влиянием журнала «Юсисапайл» и М. Л. Налбандяна, а также русской передовой демократической мысли, и сформировалось его мировоззрение, впоследствии отразившееся прежде всего в мемуарах «Главные события моей жизни» (отдельное издание 1893), в автобиографическом романе «Арутюн и Манвел» (написан в Петербурге в 1865, издан 1867), в котором дана реальная картина армянской деревни 1850-60-х гг. и звучит протест автора против религиозного фанатизма, невежества и отсталости деревни, и в повести «Две сестры» (издана 1872), реалистически изображающей острые социальные противоречия в армянской деревне 1860-70-х гг.
Газарос Агаян и Ованнес Туманян
По возвращении на родину в 1867 году он всецело отдался творческой и просветительской деятельности, объявив войну невежеству и косности и поставив перед собой задачу распространять знания вширь и вглубь; став с годами крупнейшим армянским педагогом, выступавшим за демократизацию образования, он неустанно требовал освобождения школы от влияния духовенства и передачи ее в руки народа.
В 1870—1882 годы Агаян преподавал в школах Ахалциха, Александрополя, Эривани и Шуши. Был инспектором армянских школ Грузии и Имеретии. Агаян составил ряд учебников армянского языка, среди которых азбука «Изучение родного языка» оставалась наиболее распространенной азбукой более 40 лет (1875—1916).
Позже работал секретарем в редакции журнала «Пордз» («Опыт»), активно участвовал в редактировании детского иллюстрированного ежемесячного журнала «Ахпюр» («Родник»). В 1895 году был арестован по обвинению членства в партии «Гнчак» и сослан сначала в Нор-Нахиджеван, а потом в Крым (1898—1900). После этого до конца жизни Агаян находился под наблюдением царской жандармерии. Умер писатель 20 июня 1911 году в Тифлисе.
Сказки Газароса Агаяна
В 1881 г. вышла первая сказка «Анаит», за ней последовал ряд других. Литературные сказки Г. Агаяна, наряду с изданиями Г. Срвандзтяна, Т. Навасардяна, С. Айкуни, составили круг народного чтения, а некоторые его обработки («Анаит», «Одзаманук и Аревахат») получили более широкое распространение, чем их фольклорные источники.
Высказывания Г. Агаяна (а их немало) о сказках носят довольно специальный характер. В центре его внимания не источники сказочных образов, не сходство их со сказками других пародов, а художественная и воспитательная функция фольклорного произведения. Об этом в первую очередь говорит характер обработки фольклорных источников. В своих сказках — «Анаит», «Арегназан», «Ехегнуи», «Одзаманук и Аревахат», «Занги-Зранги» и др. — Г. Агаян подчеркивает мужество, благородство, доброту героев, стремясь дать им значение образца, примера для подражания.
«Моей целью было и есть сказкой ввести ребенка в сказочный мир, и в этом мире дать ему не пассивную роль, а активную, чтобы ребенок своим воображением вошел в роль героя, делал бы то, что делает герой, был бы как и он храбр сердцем, как и он самоотвержен, изобретателен, благороден и честен».
Особенно высоко Агаян ценил роль сказки в развитии воображения ребенка. «Ростки гения, таланта человека надо искать в слышанных им сказках. Если бы я знал, какие сказки развили воображение Шекспира, Сервантеса, Гете, Шиллера, Колумба и им подобных, я бы дал читать те же сказки своим дорогим маленьким читателям, будь они даже... страшными и ужасными», — писал он в статье «Мой полуответ ежемесячнику «Мурч», который объявил его сказки антипедагогическими. Указывая на гиперболизацию, фантастику, как на основные свойства сказки, Г. Агаян в то же время подчеркивает ее связь с действительностью: «Мир сказки — самая верная картина реального мира».
В публикации использованы материалы armmuseum, nashasreda, hayazg.info.