10 апреля в разных странах мира отмечается очередной семейный праздник – День братьев и сестёр. Не слишком известный, он призван продолжить славную традицию чествования семейных и родственных уз, укрепляя отношения между близкими людьми, каковыми и являются по отношению друг к другу братья и сёстры.
Для того, кто занят делом всей жизни, едва ли может найтись что-то более важное, чем надежный партнер и соратник. И ведь бывает, что таким человеком оказывается родной брат – тот, кто знаком всю жизнь, кого считаешь в некотором смысле продолжением себя. Удачное сотрудничество двух братьев встречается не так редко, но вот те из них, чьи имена, пожалуй, знакомы каждому. Их жизни складывались по-разному, но во всех историях можно уловить общие черты.
Братья Якоб и Вильгельм Гримм
Братья Гримм росли в семье, где многое строилось вокруг религии. Прадед был теологом-кальвинистом, дед – священником. Но главную, пожалуй, роль в обучении будущих основателей германской филологии сыграла их тетка, Юлиана Шарлотта Гримм, в замужестве Шлеммер. Овдовев в 50 лет, она приняла самое живое участие в воспитании только что родившегося племянника Якоба (в 1785 году), а за ним и Вильгельма (в 1786 году). Всего в семье было девять братьев и сестер, трое из них умерли в младенчестве.
Тетушка Юлиана, как дочь священника, опиралась на Библию, обучая мальчиков, но кроме этого она высоко ценила немецкий фольклор, став той самой «Ариной Родионовной», что познакомила воспитанников с миром сказок и навсегда заразила их интересом к этой форме творчества. Да и любовь к учебе, которой до конца жизни отличались братья Гримм, возникла во многом благодаря тете.
Якоб и Вильгельм известны прежде всего как собиратели фольклора, исследователи народного творчества. Сборники народных сказок, составленные братьями Гримм, создавались по рассказам жителей разных немецких провинций. Главным же делом братьев Гримм была лингвистика. Уже в пожилом возрасте они занялись составлением первого словаря немецкого языка, но не закончили работу. Якоб, переживший брата на четыре года, успел завершить букву «Е» и умер за письменным столом. Произошло это в 1863 году.
Братья Эдмон и Жюль Гонкуры
Этот тандем французских литераторов не только обогатил мировую литературу. Имя Гонкуров дало название самой престижной премии, которую только может получить писатель в этой стране.
Эдмон родился в 1822 году в семье провинциальных дворян; Жюль появился на свет спустя восемь лет.
Несмотря на разницу в возрасте, братья с детства были неразлучны, у них нашлись не только общие интересы, но и обнаружилось совпадение во вкусах, наклонностях, темпераментах. Главной страстью обоих было искусство. Поначалу братья Гонкуры пробовали себя в живописи – не просто тренируя умение держать кисть в руке, но и глубоко изучая все, что касалось этого вида искусства. Увлечение живописью перекликалось с другой страстью – коллекционированием художественных произведений и разных редких диковинок.
В собственных сочинениях Гонкуры использовали импрессионистский стиль – в центре внимания оказывались не мысли персонажей, а передача ощущений. Они заложили основы натурализма – одной из разновидностей реализма, когда факты изображаются бесстрастно, как при проведении научного опыта. Сами Гонкуры называли свой литературный стиль «клиническим письмом» - таким, что обнажает скрытые стороны внутренней жизни человека.
Эдмон и Жюль полностью принадлежали литературе. Даже дневник братьев, который они вели вместе, представляет собой литературное произведение, полное беспрерывных тонких наблюдений, исторического материала для последующих поколений. Эдмон пережил брата на двадцать шесть лет, по его завещанию было создано «Общество братьев Гонкур», а в 1903 году состоялось первое вручение Гонкуровской премии.
Братья Огюст и Луи Люмьеры
Огюст и Луи Люмьеры – родоначальники кино. Как часто бывает в успешных и долговременных творческих союзах, один из братьев занимался непосредственно изобретениями и технической стороной дела, другой взял на себя роль организатора и менеджера. Знаменитый аппарат под названием «Синематограф» придумал и создал Луи. Стремление конструировать и создавать что-то ранее не виданное возникло не на ровном месте, братья работали вместе с отцом – Антуаном Люмьером, занимаясь производством фотопластинок. Отец был художником и увлекался новым и модным для того времени видом изобразительного искусства – фотографией.
К тому времени, как появился «Синематограф», уже существовали похожие изобретения, например, кинетоскоп Эдисона, который, правда, был предназначен для индивидуального просмотра. Братья Люмьер опирались на уже существующие в этой сфере изобретения. Первый публичный сеанс состоялся 22 марта 1895 года, а спустя девять месяцев, 28 декабря, прошел знаменитый показ фильмов в кафе на бульваре Капуцинок. Эта дата считается днем рождения кино.
Братья Люмьер сняли несколько десятков фильмов – длительность каждого не превышает одной минуты. На создании синематографа Луи Люмьер не остановился, запатентовав в 1903 году способ получения цветной фотографии.
Братья Уилбер и Орвил Райты
Братьям Райт, по самому распространенному мнению, принадлежит первенство в создании летающего аппарата тяжелее воздуха, управляемого человеком. Да и полеты совершали сами изобретатели. Уилбер появился на свет в 1867 году, Орвил – спустя четыре года. Кроме них, в семье было еще пятеро детей. Отец, священник, однажды подарил Уилберу и Орвилу игрушечный «вертолет» - устройство из бумаги и бамбука, которое могло летать. Игрушка очень понравилась братьям, ею занимались, пока не сломали, а сломав, поставили себе цель сделать новую и сделали.
Орвил прервал обучение в школе довольно рано, а вот Уилбер планировал идти в университет, но помешал случай. В юности старший из братьев Райт получил травму, вследствие чего лишился передних зубов, а потому замкнулся, отказался от поездки в университет и стал работать вместе с Орвилом. Поначалу это был издательский бизнес, и братья даже изобрели печатный пресс, но потом Райты занялись тем, что вошло в моду и набирало обороты – продажей и ремонтом велосипедов. Со временем Орвил и Уилбер начали и их производство.
Но мечта о полетах, которая появилась еще в детстве благодаря подарку отца, братьев не оставляла. В своей мастерской они ставили опыты, которые должны были привести к полетам человека на управляемом летательном аппарате, и в итоге это удалось сделать.
Братья Аркадий и Борис Стругацкие
Советские писатели братья Стругацкие работали как соавторы и прославились своими фантастическими романами. В детстве Аркадий любил изучать космос, мастерил самодельные телескопы и издавал рукописный журнал. К своим увлечениям он привлекал и младшего брата Бориса.
Аркадий шутил: «Фантастику мы стали вместе писать очень рано. Мне было 9 лет, а Борису — три года. Вернее, не писать, а рисовать. Мы делали вместе целые рассказы в картинках».
После войны Аркадий опубликовал несколько произведений под именем С. Ярославцев, над созданием собственной повести работал и Борис. Но самые популярные произведения — «Трудно быть богом», «Пикник на обочине», «Понедельник начинается в субботу», «Полдень, XXII век» — Стругацкие создали в соавторстве.
Первую общую книгу, «Страна багровых туч», братья написали, поспорив с женой Аркадия на бутылку коньяка. В течение всей жизни Стругацкие жили в разных городах: Аркадий — в Москве, а Борис — в Ленинграде, и идеи романов обсуждали в письмах и во время встреч на нейтральной территории.
Поначалу братья пробовали писать порознь. Сначала планировали будущий роман, идею, сюжет, композицию, потом разъезжались и работали каждый над своей частью по отдельности или параллельно над одним и тем же куском, а после объединяли, убирая лишнее. «Но впоследствии убедились, что это не самый рациональный метод. Теперь работаем за одним письменным столом, пробуем друг на друге каждое слово, каждый поворот темы…» — говорил Аркадий.
Аркадий писал и отдельно от Бориса: его перу принадлежат повести «Дьявол среди людей», «Подробности жизни Никиты Воронцова». После смерти брата Борис также опубликовал два романа собственного авторства: «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» и «Бессильные мира сего».