Он умел создавать праздник зодчества даже в рядовом городском контексте: архитектор Каро Шехоян - RadioVan.fm

Онлайн

Он умел создавать праздник зодчества даже в рядовом городском контексте: архитектор Каро Шехоян

2022-04-08 21:18 , Немного О..., 2737

Он умел создавать праздник зодчества даже в рядовом городском контексте: архитектор Каро Шехоян

«К.С. Шехоян умел извлекать „высокое звучание“ из обыкновенных архитектурных деталей, создавать праздник зодчества даже в рядовом городском контексте. Великолепное чувство композиции, природное художественное дарование, классическая школа И.В. Жолтовского, в мастерской которого Каро Шехояну довелось работать в молодости, — всё это, помноженное на „солнечный“ темперамент и требовательность к себе, дало уникальный результат», — писал об академике архитектуры, заслуженном архитекторе РСФСР Каро Сергеевиче Шехояне научно-популярный журнал «Архитектура и строительство Москвы» (№ 5, 2004 год).

Каро Шехоян (1923–2004)

В списке работ Каро Шехояна значатся здания, давно ставшие для москвичей знаковыми и являющиеся примерами архитектуры советского модернизма. «Нельзя назвать ни одной сферы архитектурного проектирования, в которой Каро Сергеевич не проявил бы себя ярко, мощно, талантливо. Сделанное им поражает своим разнообразием: жилые, административные, промышленные, общественные здания, мемориалы, посольства, школы…» — читаем в том же выпуске журнала «Архитектура и строительство Москвы».

Каро Сергеевич Шехоян родился 13 сентября 1923 года в Тбилиси. Вернувшись с фронта с заслуженными боевыми наградами, будущий архитектор в 1947-м поступил в Московский архитектурный институт (МАРХИ), где его наставниками стали Ю.Н. Шевердяев и М.Ф. Оленев.

Телецентр «Останкино», 1975г

В 1953 году Каро Шехоян с дипломом архитектора был принят на службу в Моспроект, в руководимую его учителем Ю.Н. Шевердяевым мастерскую № 4. С 1972-го по 1978 год Шехоян уже сам стал руководителем мастерской № 19 (Волгоградский район, упразднённый в 1991 году), а затем — № 9 (1978–1985) управления «Моспроект-1». Дальнейший профессиональный путь архитектора был связан с возглавляемой им мастерской № 12 Моспромпроекта (1985–2004).

Дворец культуры Автомобильного завода имени Ленинского комсомола (Дворец культуры АЗЛК «Москвич»), 1980г

Каро Шехоян — автор свыше двухсот проектов общественных, жилых и производственных зданий, более половины которых реализовано. Из ранних работ Шехояна можно выделить Дворец пионеров Фрунзенского района на Миусской пл. (1960), проект реконструкции ул. Горького (1959–1961, совместно с В.И. Уткиным и Ю.Н. Шевердяевым), жилой дом и кафе «Лира» на Б. Бронной ул., 29 (1962–1966, совместно с Ш.А. Айрапетовым и В.И. Уткиным).

Кинотеатр «Волгоград»

Останкинский телецентр (1969, авторский коллектив под руководством Л.И. Баталова) — одна из первых значимых работ Каро Шехояна, оцененная премией Совета Министров СССР. Ещё одним известным зданием Шехояна стал Дворец культуры АЗЛК «Москвич» на Волгоградском проспекте (1977–1980, руководитель авторского коллектива). На карте Москвы из построек Каро Шехояна стоит также отметить кинотеатр «Волгоград» на Ферганской ул. (1987), комплекс зданий НПО «Энергия» (Всероссийский Научно-исследовательский институт по эксплуатации атомных электростанций, ВНИИАЭС, 1970-е–1980-е) и Детскую школу искусств имени М.А. Балакирева в Выхино (2000, руководитель авторского коллектива, Госпремия РФ, 2001).

Корпус Всероссийского научно-исследовательского института по эксплуатации атомных электростанций

«Став у руля мастерской, которая вела Волгоградский район Москвы, — одно из сложных городских образований — К. Шехоян возглавил процесс комплексной реконструкции этой территории. Волгоградский проспект становится крупной городской магистралью, вокруг которой формируются рационально организованные внутриквартальные пространства, развитые дворовые участки и пр. Знаковое сооружение этого периода — Дворец культуры АЗЛК, на пересечении проспекта с Люблинской улицей, становится центром культурной жизни и отдыха для жителей сразу трёх районов, превратив площадь, которую он занимает, в доминирующий центр притяжения для всей окружающей застройки. Знаменательно решение интерьеров Дворца. Здесь ещё раз проявился мощный талант архитектора-дизайнера, большого художника, влиянием которого отмечено большинство общественных зданий, построенных под руководством и с участием К.С. Шехояна. Брутальность его интерьеров, безукоризненный строгий вкус и благородство — визитная карточка мастера. Недаром и эта работа была удостоена соответствующей её качеству награде — премии Совмина СССР», — писала к 90-летию Каро Шехояна газета «Моспроектовец» (№ 8, 2013 год).

Детская школа искусств имени М.А. Балакирева

Газета «Моспроектовец» также отмечала, что Каро Сергеевич по праву считал себя настоящим москвичом: «наш город обязан ему появлением целого ряда прекрасных зданий и комплексов разных масштабов и назначения. Помимо тех, которые он спроектировал, работая в Моспроекте, его авторству принадлежат светлые, праздничные, совершенные московские школы, ставшие образцами учебных зданий нового поколения, и среди них ещё одна выдающаяся работа — Детская школа искусств им. М.А. Балакирева в Выхино, также отмеченная Госпремией; бани, пожарные депо. Каждое их этих сооружений украсило Москву, обогатило её облик, ведь в разнообразии форм, красок, деталях фасадов и интерьеров запечатлён живой, доброжелательный, коммуникабельный характер автора».

Источник: Армянский музей Москвы

Лента

Рекомендуем посмотреть