Легенда кинематографа: Джеки Чан – виртуозный трюкач - RadioVan.fm

Онлайн

Легенда кинематографа: Джеки Чан – виртуозный трюкач

2022-04-07 20:48 , Немного О..., 1936

Легенда кинематографа: Джеки Чан – виртуозный трюкач

Он, пожалуй, один из самых узнаваемых актеров китайского происхождения. Сначала как каскадер, а затем и как исполнитель ролей он стал неотъемлемой частью киноиндустрии и возглавил вторую волну китайского боевого кино, продолжив дело Брюса Ли. 7 апреля 1954 года родился Джеки Чан – виртуозный трюкач и легенда мирового кинематографа.

Его персонажи, как правило, положительные, но не лишенные простых человеческих недостатков. Злодеев же в исполнении актера и вовсе можно пересчитать по пальцам одной руки. Известен Джеки Чан и своим умением совмещать сразу множество задач во время съемок: он дважды попал в Книгу рекордов Гиннесса за «наибольшее число трюков в карьере» и «самое большое число упоминаний в титрах одного фильма». В фильме «Доспехи Бога 3: Миссия Зодиак» актер был задействован сразу в 15 должностях (актер, режиссер, сценарист, продюсер, оператор, осветитель, постановщик трюков, певец, ответственный за питание съёмочной группы и др.).

Родители Джеки Чана, пожалуй, заслуживают отдельной книги. Его отец, Чарльз, был шпионом, который работал на китайское правительство. Однажды он арестовал артистку, подпольно торгующую опиумом, Ли-Ли, на которой позже женился. У Чарльза и Ли-Ли уже было по двое детей от предыдущих браков, которых они бросили и улетели в Гонконг, куда коммунизм пришел только в 1949 году. После рождения родители хотели продать маленького Джеки за $26, принимавшему роды акушеру-британцу. Позже они оставили его в школе-интернате и отправились в Австралию в поисках работы.

Семья Джеки Чана

В школе образование было направлено на изучение акробатики, боевых искусств и музыки, и оно было весьма строгим. А вот грамоте здесь уделялось немного внимания, поэтому уже во взрослом возрасте Джеки Чану пришлось заново учиться читать и писать по-китайски. Уже с 8 лет Джеки начинает сниматься в кино, а в качестве каскадера впервые появляется в фильме с Брюсом Ли «Кулак ярости». После смерти Брюса Ли Джеки понемногу начинает занимать место нового виртуозного каскадера Гонконга.

Начиная с 1984 года Джеки Чан выпустил 20 альбомов со своими собственными песнями на 5 разных языках. Начиная с 1980 года он исполнял финальную песню в каждом своём китайском фильме, а также исполнил главную песню в фильме «Молодой мастер». А в китайской версии диснеевского мультика «Мулан» он исполнил песню «I’ll Make a Man Out of You».

Джеки известен не только выполнением всех своих трюков самостоятельно, но также и реальными травмами. Руки он повреждал бесчисленное количество раз, три раза ломал нос, а колено ломал настолько часто, что теперь ему требуется каскадер для съемок сцен с бегом на короткую дистанцию. Также он сломал лодыжку, повредил шею, раздробил бедро между двумя машинами и сдвинул таз, плечи и грудную клетку.

Джеки Чан — человек большого формата и с ним ассоциируется немало интересных вещей. Он один из тех редких актёров, которые ничего никогда не боятся. Но Джеки Чан никогда не останавливался на достигнутом и всегда стремился улучшить своё мастерство, что сделало каждый его фильм технически уникальным. Именно поэтому Джеки Чан стал любимым актёром миллионов.

Ко дню рождения живой легенды кинематографа мы решили вспомнить 7 самых запоминающихся картин с Джеки Чаном в главной роли.

«Проект «А»», 1983г

Первый большой хит Чана-режиссёра — исторический боевик о сотрудниках береговой охраны Гонконга, сражающихся с местными пиратами. Именно здесь он полноценно показывает себя как большой мастер работы с окружением — любая декорация в «Проекте "А"» становится полигоном для изобретательных трюков и изящно поставленных драк. И здесь же становится очевидно, что кроме гонконгского кунг-фу кино он сильно вдохновляется старыми немыми комедиями: есть тут даже явный оммаж «Наконец в безопасности!» Гарри Ллойда. Апофеоз фильма — сумасшедшая сцена, где Джеки Чан безо всякой страховки падает с трёхэтажного здания сквозь два навеса и чуть не ломает себе шею (в реальности он очень сильно повредил спину, но его это, разумеется, не остановило).

«Драконы навсегда», 1988г

Название фильма неслучайно: в нём в последний раз на экране встретились «гонконгские драконы», трио Джеки Чана, Саммо Хуна и Юэнь Бао (прошедших вместе через «Проект «А»» и). Это, с одной стороны, непривычное для всех троих кино с проэкологической риторикой и чуть ли не судебной драмы — Джеки играет адвоката, который расследует деятельность мафии и коррумпированной власти. С другой — решать проблемы ему больше нравится не за трибуной перед присяжными, а в личной честной схватке с преступниками, как и следует герою гонконгского кино. «Драконы навсегда» легко воспринимать как некий шоурил из эффектных экшен-сцен с тремя выдающимися мастерами кунг-фу: они будто соревнуются, кто из трио окажется самым проворным и затейливым в уничтожении врагов.

«Разборка в Бронксе», 1995г

«Разборка в Бронксе» — первый успешно прошедший в американском прокате фильм Джеки Чана — сейчас кажется чем-то вроде предтечи «Час пика»: фильм вроде бы пытается приживить персону Джеки на другом континенте, но делает это, не обращая внимания на различие культур. Это гонконгский по духу фильм, снятый в Канаде (Бронкс приплетен ради красивого названия), поэтому в первую очередь он работает как набор экшен-сцен, объединенных не самым продуманным и оригинальным сюжетом. Другое дело — эти экшен-сцены настолько мастерски поставлены и смертельно опасны, что даже от просмотра неудачных дублей на финальных титрах захватывает дух.

«Кто я?», 1998г

Джеки Чан пробует себя в жанре шпионского триллера. Сюжет «Кто я?» слегка напоминает «Идентификацию Борна» — тут тоже потерявший память спецагент пытается понять, кем является на самом деле и кто его подставил. Но только нарративные коллизии Джеки, понятно, интересуют не сильно: за внешней оболочкой триллера скрывается всё тот же знакомый кунг-фу боевик с находчивой сценографией и Роттердамом в качестве красивой декорации на фоне (Чан вообще любит помещать действие своих картин в старые европейские города). Даже если вы не видели само кино, вы с большой вероятностью знакомы с великой сценой, где Чан опасно скатывается по крыше двадцатиэтажного дома. Всё по-настоящему, естественно.

«Час пик», 1998г

«Час пик» — образцовый пример голливудского фильма, в котором из-за неудачных ракурсов и частых монтажных склеек титанические усилия Джеки Чана выглядят как работа каскадера-любителя. Тем не менее от экрана невозможно оторваться. Одна из главных причин, почему «Час пик» не теряется на фоне более удачных гонконгских боевиков, это отношение создателей картины к Джеки как ко второй полноценной звезде фильма. Пускай «Час пик» — это ответ более известным бадди-муви вроде «Смертельного оружия» или «Плохих парней», но это ведь еще и удачная комедия о встрече двух разных культур, которая получилась бы не такой яркой без харизмы обоих главных актеров.

Джеки Чан добился огромной популярности в Голливуде после выхода фильма «Час пик». Но по его словам он так и не понял американского юмора и эйфории по поводу автомобильных погонь. Ему также не понравился «Час Пик», и он бы ни за что не снялся в сиквеле, если бы ему не предложили такой огромный гонорар.

«Шанхайский полдень», 2000г

После успеха «Часа пик» Голливуд понял, что Джеки Чана можно начать эксплуатировать — пока ещё не как самостоятельную звезду, но хотя бы как героя бадди-муви. «Шанхайский полдень» был снят по горячим следам: опять история о китайском страже порядка, попавшем в незнакомую Америку, опять ситуационная комедия о различиях между Востоком и (в данном случае Диким) Западом, опять Джеки в ассистенты дают контрастирующего актёра, максимально далёкого от боевых искусств (здесь это уже не Крис Такер, а Оуэн Уилсон). Несмотря на очевидный повтор формулы, впрочем, кино вышло достойным — Джеки и Уилсон хорошо взаимодействуют на экране. Не зря создатели кичились тем, что это «первый кунг-фу вестерн».

«Случайный шпион», 2000г

Обычный продавец спортивного инвентаря однажды узнаёт, что является давно потерянным сыном состоятельного человека, который к тому же был опытным шпионом.

В американской версии этого фильма вырезано около 20 минут хронометража и серьёзно изменён сюжет. Именно в ней бывший шпион оказался отцом главного героя, тогда как в гонконгском варианте он им всё же не был. Кроме того, в расширенной концовке оригинала герою Джеки Чана предлагают стать шпионом.

Трюк с подъёмным краном Джеки Чан хотел исполнить на протяжении почти 20 лет, но технологии для его воплощения стали доступны лишь во время съёмок этого фильма.

Лента

Рекомендуем посмотреть