«И кисть моя смела, и краски живы, но как они мертвы перед тобой!»: «Донна Велата» и «Форнарина» Рафаэля Санти – два портрета одной модели, десятки загадок - RadioVan.fm

Онлайн

«И кисть моя смела, и краски живы, но как они мертвы перед тобой!»: «Донна Велата» и «Форнарина» Рафаэля Санти – два портрета одной модели, десятки загадок

2022-04-06 21:21 , История Одного Шедевра, 2663

«И кисть моя смела, и краски живы, но как они мертвы перед тобой!»: «Донна Велата» и «Форнарина» Рафаэля Санти – два портрета одной модели, десятки загадок

Рафаэль Санти считается художником «небесной женской красоты», который умел с исключительной точностью облачать в поэтические формы образы своего времени. Право так называться художнику дают не только прекрасные Мадонны его кисти, но и два знаменитых женских портрета неофициального характера – «Донна Велата» и «Форнарина».

Объединяет портреты не только высокое мастерство исполнения, но и проступающая индивидуальность модели. На главный вопрос – кто изображён на портретах, ответ пока не найден, так как мнения искусствоведов разделились. Некоторые исследователи пришли к соглашению, что на знаменитых картинах изображена Форнарина – легендарная возлюбленная Рафаэля.

Настоящее имя Форнарины – Маргарита Лути, дочь пекаря из рисского квартала Трастевере. Род деятельности её отца-булочника (итал. fornarino - булочник) определил её прозвище – Форнарина. Большинство элементов классической легенды о Форнарине сложились в XVIII – XIX веках. Согласно этому мифу Рафаэль встретил Форнарину в 1514 году, когда работал над оформление виллы Агостино Чиги «Фарнезина» в Риме. Художник искал модель для фрески «Амур и Психея» и на берегу Тибра встретил Маргариту Лути, которую пригласил к себе в студию в качестве модели. Это было начало романа 30-ти летнего Рафаэля и 17-ти летней Маргариты, который продолжался до самой смерти мастера. Рафаэль называл её своей Психеей - «своей душой». Он не только много раз рисовал её, он посвящал ей прекрасные сонеты.

«И кисть моя смела, и краски живы,

Но как они мертвы перед тобой!

Как этих нежных лилий, роз отливы

Изобразить с такой красотой?»

Адвокатом этой версии выступает историк искусства Вазари, он называет Форнарину «женщиной, которую он (Рафаэль) любил до самой смерти».

Но Вазари грешил тем, что, не представляя кроме интригующих намёков бесспорных доказательств, иногда с ловкостью переплетал факты и вымыслы. Этим объясняются некоторые несовпадения его информации. В 2005 году итальянский учёный Маурицио Бернарделли Куруз попытался открыть человека за завесой легенды. Он предоставил свои доказательства того, что Рафаэль Санти тайно женился на своей возлюбленной Маргарите Лути, хотя официально был помолвлен с племянницей влиятельного кардинала Биббиены – Марией. Имя безвременно умершей в 1514 году Марии упоминается на памятной доске рядом с захоронением великого художника в римском Пантеоне. В майском номере историко-художественного журнала Stile Arte профессор Куруз объяснил значение символов в двух известных женских портретах - «Донна Велата» и «Форнарина». Речь идёт, прежде всего, об изображённой жемчужной заколке в волосах женщин. Такие жемчужины назывались «ромашками» или «маргаритками», и их носили замужние женщины. Вторым доказательством послужили документы, согласно которым, именно записавшись «вдовой Маргаритой», Форнарина ушла в монастырь Святой Урсулы недалеко от Рима в 1520 году после смерти Рафаэля. Кроме того, под более поздними слоями краски реставраторам удалось обнаружить на портрете «Форнарина» рубиновое кольцо (вероятно обручальное), которое впоследствии было тщательно закрашено.

Противникам версии существования Форнарины эти доказательства представляются сомнительными. Они убеждены, что Форнарина – не более, чем красивый миф, мистификация, и, что пока не найдены свидетельства её существования, нет никаких оснований считать, что Форнарина была моделью для «Донны Велата» и «Сикстинской мадонны». В качестве действительно убедительного аргумента используется период создания картин: ко времени своего знакомства с Форнариной, Рафаэль уже завершал эти две итоговые в его творчестве картины. А узнаваемый общий прототип, который проступает не только в «Донне Велата» и «Сикстинской мадонне», но и в «Мадонне делла Седия» и «Форнарине» - это один обобщённый устойчивый женский образ, рафаэлевский идеал женской красоты, независимый от модели. Ведь сам художник говорил, что для того, чтобы написать красавицу, ему нужно было видеть много красавиц. Биографические данные о Рафаэле немногочисленны. О личной жизни художника, о его отношениях с друзьями, коллегами, помощниками и заказчиками известно мало, легенд гораздо больше. Поэтому, суть событий на протяжении веков была и останется тайной, а некоторые вопросы останутся без ответов.

«Донна Велата», Рафаэль Санти

В 1514 – 1515 годах Рафаэль написал картину, которая демонстрирует его блестящее мастерство, и по праву признана одной из лучших в живописи. Это знаменитая «Донна Велата» («Дама под покрывалом») – воплощённая рафаэлевская идея женской красоты и индивидуальности. О судьбе портрета известно крайне мало.

Интересный факт: долгое время авторство картины не было установлено, и только в 1839 году выяснилось, что она принадлежит кисти Рафаэля. Личность красавицы на портрете тоже окутана тайной. Некоторые исследователи видят сходство этого лица с лицом «Сикстинской мадонны», что свидетельствует о том, что знаменитый образ Мадонны копировался с вполне реальной женщины. Но это не более, чем предположение. Сам Рафаэль признавался, что все его живописные символы идеальной женской красоты складываются из множества жизненных впечатлений. В качестве цветовой доминанты художник использовал белый тон одежды, чем подчеркнул молодость, красоту и гармоничное состояние духа портретируемой. Лицо женщины спокойно, взгляд устремлён вдаль, жест руки напоминает движение, называемое «Стыдливая Венера».

Изначально картина находилась в коллекции флорентийского купца Маттео Боттега из Кремоны (города в итальянском регионе Ломбардия), а в 1615 году стала собственностью Козимо II. В настоящее время портрет украшает Палатинскую галерею Палаццо Питти во Флоренции.

В 1518 – 1519 годах Рафаэль написал портрет женщины, имя которой до сих пор будоражит воображение – «Форнарина». Легендарная натурщица и возлюбленная художника, чьё существование до сих пор не подтверждено окончательно, хоть эта история длиной в полтысячи лет.

Настоящее имя Форнарины – Маргарита Лути, было установлено исследователем Антонио Валери только в XIX веке. Валери нашёл его в рукописи из флорентийской библиотеки и в списке монахинь монастыря Святой Урсулы, где послушница была записана как вдова художника Рафаэля. Искусствовед Павел Муратов предполагает, что она умерла в монастыре в 1520-х годах.

«Форнарина», Рафаэль Санти

Полуобнажённая красавица на портрете с лёгкой улыбкой прикрывает грудь. Это движение часто называют «Стыдливая Венера». В эпоху Возрождения сюжет Венеры Небесной был очень популярен. Римские художники и скульпторы эпохи Ренессанса сблизили образ Венеры с иконографией Афродиты Анадиомены, то есть «Афродиты, рождённой из пены», с картины Апеллеса (придворного художника Александра Македонского) и древнегреческих скульптур, изображающих Афродиту перед купанием, стыдливо прикрывающей свою наготу. Такая поза стала называться «Венера Целомудренная» или «Стыдливая». На левом плече женщины браслет с надписью «Рафаэль Урбинский», который даёт повод предположить, что моделью служила возлюбленная художника.

«Форнарина», Рафаэль Санти. Фрагмент

Впервые портрет обнажённой женщины упоминается со слов человека, который видел его в коллекции Сфорца Санта Фьора, а с 1642 года картина находится в фондах римской галереи Барберини. После недавно проведённого рентгеновского исследования выяснилось, что изначально Рафаэль изобразил пейзажный фон, который позже был заменён миртовым деревом. Есть мнение, что это мог сделать Джулио Романо, который позже «внёс поправки» в полотно. Джулио Романо был одним из ближайших учеников художника, которого по свидетельству Вазари, «Рафаэль любил так, что будь Джулио его сыном, он не мог бы любить его сильнее, и потому-то он всегда и пользовался его помощью в самых важных работах». В 1520 году, после смерти Рафаэля, Джулио Романо было поручено закончить начатые его учителем работы (одна из них – роспись зала Константина в Ватикане), в этом же году Романо написал портрет обнажённой женщины, который традиционно назвал «Форнарина».

«Форнарина» Джулио Романо

Но это ещё не конец истории загадочной «Форнарины»: прекрасный рафаэлевский образ прослеживается и в позднем искусстве. Его использовал французский художник XIX века Жан Огюст Энгр в своей картине «Рафаэль и Форнарина» и художник Франсуа Пико в своей картине с таким же названием.

«Рафаэль и Форнарина», Жан Огюст Энгр

В публикации использованы материалы 2queens.

Лента

Рекомендуем посмотреть