Национальный колорит, изящество формы и неувядаемая красота: композитор Саркис Бархударян – основатель армянской фортепианной музыки - RadioVan.fm

Онлайн

Национальный колорит, изящество формы и неувядаемая красота: композитор Саркис Бархударян – основатель армянской фортепианной музыки  

2022-04-05 21:16 , Немного О..., 2361

Национальный колорит, изящество формы и неувядаемая красота: композитор Саркис Бархударян – основатель армянской фортепианной музыки

Есть выдающиеся композиторы, многие произведения которых отличаются глубиной идейного замысла, различными масштабами построения, новизной музыкального языка, силой и мощью эмоционального воздействия на массового слушателя. Их имена находятся в центре внимания мировой музыкальной общественности. Но есть мастера музыкального искусства, которые создают небольшие по форме, полные художественной значимости небольшие пьесы, доставляющие истинное эстетическое удовольствие слушателям классической музыки. К числу таких мастеров «малых форм» относится Народный артист Армении, Заслуженный деятель искусств Грузии, композитор, пианист и профессор Саркис Васильевич Бархударян.

За более, чем 50 лет творческой деятельности Саркисом Бархударяном было создано множество произведений различных жанров. Среди них - балет «Наринэ», детская опера «Кери-Кучи», Симфоническая поэма «Ануш» (по О. Туманяну), оркестровая сюита к «10-летию Закавказской федерации», увертюра «1942 год», марши для духового оркестра, сольные камерные произведения для фортепиано, скрипки, виолончели, ряд романсов и песен, музыка к драматическим спектаклям и кинофильмам, обработки армянских народных песен и т.д. Однако наибольшей художественной ценностью обладают фортепианные пьесы Бархударяна, отличающиеся ярко выраженным национальным колоритом, изяществом формы, тонкостью вкуса и неувядаемой красотой музыкальных образов.

Саркис Васильевич Бархударян родился 7 сентября 1887 года в городе Тифлисе. В семье Бархударяна было 8 детей. 3 ребенком был будущий композитор. Первым педагогом Саркиса была его мать - Вардуи Ивановна Саипян. Именно ей был обязан Саркис первым знакомством с армянскими народными песнями. В 5 - 6-летнем возрасте для него было настоящим праздником слушать уличных музыкантов, часто заходивших к ним во двор. Видя в сыне такую любовь к музыке, мать композитора приобрела рояль. В десятилетнем возрасте Саркиса начали обучать игре на фортепиано. После двухлетних домашних занятий Саркиса Бархударяна определяют в Тифлисское музыкальное училище.

Бархударян, принятый фортепианное отделение Тифлисского музыкального училища, вначале занимался под руководством Я. К. Стаховской, а затем у профессора Л. Л. Трусковского. Уже в эти годы творческие наклонности Бархударяна. Он мог часами импровизировать за роялем. Обладая отличной музыкальной памятью, Бархударян делает большие успехи в игре на фортепиано. В юношестве лаконичностью своих небольших, но глубоко содержательных рассказов, новелл, точностью, четкостью языка и богатством образов Бархударяна привлекали Чехов и Мопассан. Этот лаконизм в дальнейшем скажется в фортепианных миниатюрах Бархударяна.

К началу 1900-х годов относятся его первые попытки сочинения музыки. Первое его произведение - «Вальс» - написано 25 апреля 1903 года. В сохранившемся у Бархударяна альбоме, относящемся к 1903-1909 годам имеется около 40 записей небольших фортепианных пьес («Колыбельная», «Настроение», «Прощальная песня», «Ручеек», вальсы, песни и др.). Эти пьесы, разного характера, отмеченные мелодичностью, ярко выраженным лиризмом и прямым влиянием произведений Шопена, Шумана, Мендельсона, Шуберта и других.

В 12-летнем возрасте Бархударян вместе с семьей впервые посетил Армению, посетив города Ани, Александрополь, и Эчмиадзин. Здесь произошла знаменательная встреча его с Комитасом, которому Бархударян сыграл несколько фортепианных пьес. Комитас высоко оценил музыкальные способности Бархударяна. Эта встреча произвела неизгладимое впечатление на Бархударяна. В 1907 году Бархударян оканчивает музыкальное училище в Тифлисе и тогда же решает всецело посвятить себя музыке, стать пианистом. В сентябре 1907 года Бархударян едет в Берлин и поступает в Берлинскую королевскую консерваторию в класс профессора Иоганна Шульце. Занятия в Берлине оказались очень полезными для развития техники игры на фортепиано. Одновременно Бархударян продолжает сочинять фортепианные пьсы.

Одновременно с занятиями в консерватории, Бархударян поступает на юридический факультет Берлинского университета. Будущий композитор много читает научной и художественной литературы, и посещает города Дрезден, Фрейбург, Лейпциг и др., знакомится с историей и культурой Германии. После окончания обучения в Берлинской консерватории, Бархударян возвращается в Тифлис и решает ехать в Петербург для поступления в консерваторию по классу композиции. В 1909 году Бархударян занимается по композиции у ученика Римского-Корсакова - Михаила Гнесина, а позже, после отъезда Гнесина из Петербурга у Я. И. Витоля (композиция и анализ музыкальных форм) и М.О. Штейнберга (инструментовка).

В 1909 году происходят первые встречи Бархударяна с еще одним выдающимся композитором Армении - Александром Спендиаровым. В годы обучения в Петербургской консерватории Бархударяном был написан цикл «Восточные пляски», состоящим из 4 пьес. Цикл был издан в 1913 году в Петербурге и были восторженно приняты музыкальной общественностью, среди которых были композиторы А. К. Глазунов, А. К. Ладов, М. О. Штейнберг и другие. В 1914 году были написаны «Эскизы» и скерцо, а также отрывки будущей фортепианной сонаты.

В 1917 году Бархударян оканчивает Петербургскую консерваторию и возвращается в Тифлис. В тот же год происходит первая встреча Бархударяна с армянским поэтом-лириком Ованесом Туманяном, которому Бархударян показывает свою симфоническую поэму «Ануш».

После Октябрьской революции Бархударян назначается заведующим музыкальным отделом Наркомпроса Армении. В 1917-1923 годах Бархударяном были написаны «Ноктюрн», «Колыбельная» и «Сказка», «Наз-пар» для фортепиано и другие произведения. Известный музыковед Тер-Григорян так пишет о пьесе «Наз-пар»: «Наз-пар» - это жемчужина по своей красоте, ажурная армянская сольная пляска, воздушная, как греза».

В это же время Бархударян с большим успехом концертирует как пианист. Он посещает Тифлис, Баку, Александрополь, Москву, Петербург. В концертных программах исполнялись его фортепианные произведения. Выдающейся русский композитор Александр Глазунов так отзывался о Саркисе Бархударяне:

«Могу засвидетельствовать, что Саркис Васильевич Бархударян обладает огромным творческим дарованием. Его произведения проникнуты яркой армянской национальной окраской, отличаются искренностью, изяществом и стройностью формы, что доказывает, что автор их - Великий музыкант».

В 1923 году Бархударян становится заведующим кафедры композиции в Тифлисской консерватории. На этой должности он проработал выше 30 лет, одновременно посещая Армению и преподавая также в Ереванской консерватории.

Мелодическая напевность - существенная черта всех фортепианных произведений Саркиса Бархударяна. Мелодия у него всегда является наиболее сильным выразителем того или иного душевного состояния. Ранние пробы молодого композитора - «Восточные пляски» - являются фактически первыми оригинальными произведениями на армянскую тематику для фортепиано в армянской музыке.

Отсюда и та значительная роль Саркиса Бархударяна в армянской музыке, как первого армянской оригинальной фортепианной литературы. В то время уже были фортепианные пьесы и циклы других армянских композиторов, но именно фортепианные пьесы Бархударяна резко отличаются от всех написанных армянскими композиторами пьес для фортепиано. Они необыкновенно пианистичны, ярки по содержанию. В них присутствует потрясающий армянский национальный колорит. В органической связи творчества Бархударяна с армянским музыкальным фольклором присутствует необычайно тонкое восприятие им ритмической сторона родной народной армянской музыки. В них присутствует большие контрасты. Яркие и темпераментные («Восточные пляски», «Круговая пляска»), нежные и грациозные («Наз-пар», танец «Наринэ»), плавные и ритмические («Колыбельная», «Ноктюрн»,) скерцозные («Скерцо», «Попрыгунья-стрекоза»).

Есть у Саркиса Бархударяна пьесы, построенные в двудольном размере. Таковы танцы «Пляска Гульнары», «Круговой танец», «Эскиз h-moll». Но главным в его фортепианных произведениях является размер 6/8, что наиболее характерно для армянской народной танцевальной музыки. К таким пьесам относятся «Восточные пляски», «Наз-пар», «Акварель», «Танец Девушки», «Пляска Гюльнары», «Плавный танец», «Танец Наринэ», «Танец Наночки» и др.

Сюжет «Ануш» Ованеса Туманяна Бархударян музыкально претворил в своей симфонической поэме. Некоторые фрагменты Бархударян переложил для фортепиано. Среди них - «Скорбь Ануш», «Круговая пляска», «Песня девушек» и др. Саркис Васильевич Бархударян внес значительный вклад в область армянской фортепианной миниатюры. Его фортепианные миниатюры привлекают ясностью, образностью музыкального языка.

Даже в этой «малой форме» Бархударян показал себя большим мастером. Его фортепианные миниатюры являются подлинными шедеврами армянской фортепианной музыки.

По материалам secretsofarmenia.

Лента

Рекомендуем посмотреть