Патрик Зюскинд считал свой роман «Парфюмер. История одного убийцы» произведением, которое, «возможно, и читать-то не стоит», поэтому первоначально выпустили 10 тыс. экземпляров. Издателям хватило пары месяцев, чтобы понять — перед ними шедевр, который станет бессмертным. Сегодня «Парфюмер» переведен на 50 языков (включая «мертвую» латынь) и распродан тиражом более 20 млн копий. Несмотря на затворнический образ жизни, Патрик Зюскинд остается одним из самых известных германоязычных писателей.
Патрик Зюскинд родился 26 марта 1949 года в Баварии, в небольшом городке Амбах. Он был вторым сыном литературного критика и публициста Вильгельма Эмануэля Зюскинда. Отец будущего писателя в молодости поддерживал дружеские отношения с Эрихом и Клаусом Маннами (Erich Mann, Klaus Mann), сочинял в бурные 20-е годы полные едкой иронии сценарии для кабаре, и в одном из своих первых романов живописал своих приятелей по литературе. После 1933 года Вильгельм Эммануэль Зюскинд работал редактором в журнале Literatur и не шел на конфронтацию с нацистами.
Детство писателя прошло в баварском поселке Хольцхаузен. Здесь же юноша получил среднее образование: сначала в обычной школе, затем в гимназии. Говорят, однажды на уроке литературы в ответ на «уколы» учительницы Зюскинд заявил, что в будущем напишет книгу, которая обессмертит его имя. Как показывает биография писателя, предсказание сбылось.
Закончив школу, Патрик Зюскинд зимой 1968 года начал изучать средневековую и новую историю в университете Мюнхена. Однако, закончив образование, от карьеры ученого-историка он отказался, решив стать свободным писателем.
А прежде чем с головой окунуться в литературный мир, Патрик Зюскинд работал тренером по настольному теннису, менеджером в компании Siemens, пианистом в баре. Одним словом, перебивался случайными заработками, пока в начале 1980-х годов не родилась пьеса «Контрабас», принесшая ему первый успех. Эта драма-монолог для одного актера, напоминающая скетч. С мягким юмором Зюскинд рисует портрет разочарованного неудачника в обществе, где превыше всего ставится успех: контрабасист с горечью констатирует, что в оркестровой иерархии он занимает предпоследнее место.
Сам Патрик Зюскинд прокомментировал свою пьесу так: «В ней речь идет, наряду с разными другими вещами, о существовании человека в своей маленькой комнате. Я руководствовался при написании моим собственным опытом, потому что я также значительную часть своей жизни провожу в маленьких комнатах. Но я надеюсь, что однажды найду такую комнату, которая будет настолько мала и тесна, что я устану от одиночества. И тогда я напишу пьесу для двух человек в большем количестве комнат».
Пьесе «Контрабас» Зюскинд обязан тем, что в 1985 году был издан его бестселлер «Парфюмер». А случилось вот что. В один прекрасный вечер секретарша солидного цюрихского издательства «Диоген» отправилась в театр. Там шла пьеса «Контрабас» некоего Патрика Зюскинда. На следующий день она вовсю расхвалила театральное событие своему шефу, издателю Даниэлю Кеелю.
Издатель, будучи человеком занятым, в театр пойти не мог, но попросил принести ему пьесу. Пьеса произвела на него впечатление, и вскоре он посетил подающего надежды автора в его чердачной квартире в Мюнхене. Зюскинд на вопрос, есть ли у него еще что-нибудь написанное, ответил, что у него есть роман, но, правда, плохой. И выразил сомнение относительно того, стоит ли его читать.
Прочитав рукопись, издатель был в восторге, но проявил осторожность и издал книгу тиражом в десять тысяч экземпляров, которые тут же разошлись. Через два месяца последовало второе издание - 115 тысяч экземпляров. Роман «Парфюмер» оказался во всех списках немецкоязычных бестселлеров.
В романе «Парфюмер» рассказывается история жизни «гениального чудовища», Жан-Батиста Гренуя. Он родился в 1738 году в Париже на рыбном рынке, «в самом вонючем месте всего королевства» и с рождения обладал уникальным талантом распознавать самые тонкие и неуловимые запахи даже на большом расстоянии.
Коллекционируя их у себя в памяти, он мечтает создать один совершенный аромат, который заставит окружающих, наконец, полюбить его. Ради создания этого запаха он убивает 25 рыжеволосых девственниц, поселяя ужас во французском обществе.
После убийства последней, самой красивой, девушки Гренуя находит полиция. Его приговаривают к смертной казни, но на эшафоте он обливает себя созданными им духами и толпа, воспылав внезапной любовью к преступнику и считая его сошедшим на землю ангелом, отказывается верить, что он убийца. Вернувшись в Париж, Гренуй вновь воспользовался своими драгоценными духами. Эффект превзошел все ожидания: толпа нищих и бездомных воспылала к нему такой любовью, что разорвала его на куски и съела.
«Парфюмер» стал бестселлером и сохранял этот статус в течение восьми лет, он переведен примерно на 50 языков.
Экранизацию книги, которая держалась в списке бестселлеров 9 лет, ждал успех, однако Патрик Зюскинд целое десятилетие отказывался продавать права. Писатель считал, что единственный режиссер, который сможет верно донести замысел романа — это Стэнли Кубрик, создатель «Заводного апельсина» (1971) и «Сияния» (1980).
В 1999 году Кубрика не стало, и Зюскинд счел бессмысленным продолжать борьбу с режиссерами. В итоге права на съемку достались немцу Тому Тыкверу. Фильм обошелся в €50 млн — самый высокий бюджет в истории немецкого кинематографа — и вышел на большие экраны в 2006 году.
Кадр из фильма «Парфюмер»
К настоящему времени Зюскинд написал еще четыре книги. Наибольшей популярностью из них пользуются новелла «Голубка» (1987; об одиноком человеке, ведущем однообразное существование) и повесть «История господина Зоммера» (1991; воспоминания рассказчика о своем детстве). «Историю» проиллюстрировал друг писателя, известный французский художник-карикатурист Жан-Жак Семпе. По мнению Зюскинда, повесть следует издавать только с этими рисунками.
Как правило, персонажи его произведений страдают от одиночества, испытывают трудности в общении, пытаются найти свое место в мире, имеют какие-либо физические недостатки или психологические отклонения. Особое внимание Зюскинд уделяет исследованию их душевного состояния.
Кроме того, Патрик Зюскинд вместе режиссером и сценаристом Хельмутом Дитлем (1944-2015), с которым он познакомился в Мюнхене в 1970-х гг., создал пять сценариев к кино- и телефильмам. В их числе комедия «Россини» (1997; самый кассовый фильм года в Германии) и развлекательные телесериалы Monaco Franze (1983) и Кir Royal (1986), которые пользовались большим успехом зрителей.
Также Зюскинд переводит на немецкий язык тексты Жан-Жака Семпе к его рисункам (в Германии вышло пять альбомов в 1990-х и 2000-х гг.).
Патрик Зюскинд – персона совершенно не публичная. Известны всего четыре его фотографии и четыре интервью - и все еще с 80-х годов. Он живет попеременно в Германии и во Франции, ведет закрытый образ жизни, избегает встреч с журналистами.
Говорят, что за Патрика Зюскинда говорит его творчество. «Повесть о господине Зоммере» - одно из наиболее автобиографичных его произведений.
Зюскинд настолько суров к границам личного пространства, что не соглашается на интервью и награды. Когда «Парфюмер» удостоился премии «За лучший дебют» в 1986 году, писатель не согласился ее принять, чтобы журналисты не смогли украсить его снимками передовицы газет.
Из-за замкнутого образа жизни Патрик Зюскинд получил прозвища Писатель-фантом, Загадочный господин З., Закулисный гений. Действительно, немецкий мэтр так плотно опустил «железный занавес», что даже известие о его кончине может дойти до мира с запозданием.
В публикации использованы материалы Deutsche Welle.