Архитектор, иконописец и чеканщик при царском дворе российских правителей: Аствацатур Салтанян, создатель «Алмазного трона» - RadioVan.fm

Онлайн

Архитектор, иконописец и чеканщик при царском дворе российских правителей: Аствацатур Салтанян, создатель «Алмазного трона»

2022-03-22 19:48 , Минутка истории, 1617

Архитектор, иконописец и чеканщик при царском дворе российских правителей: Аствацатур Салтанян, создатель «Алмазного трона»

Аствацатур Салтанян - архитектор, иконописец и чеканщик армянского происхождения, работавший при царском дворе российских правителей. Он был одним из первых основателей Художественной Академии в Москве. Многие из работ художника хранятся сегодня в Оружейной палате Кремля.

Одарённый талантом художник и скульптор Аствацатур Салтанян (Աստվածատուր Սալտանյան) был родом из Новой Джульфы (Персия). Родился в 1630 году и с самого детства работал подмастерьем у отца, изготавливая необычные изделия из драгоценных металлов, лепку, скульптуры и мебель для персидского шаха Аббаса II. Как он попал в Россию известно немного. Документы свидетельствуют, что по прибытии в Москву купца и посла персидского шаха Захара Саградова (Саградян), тот преподнёс дары русскому царю Алексею Романову. Среди них царю запомнилось медное блюдце с необычной выгравированной сценой «Тайной вечери». Точеная работа мастера настолько пришлась Алексею по душе, что он попросил Захара найти мастера и привести его в царский двор.

Парсуна «Царь Фёдор Алексеевич перед образом Спаса Нерукотворного»

«Не прошло и трех дней, как «орменский богомаз» явился в Оружейную палату Кремля и «образец мастерства своего принес». Взялся он варить олифу, самую добрую, которой по его мастерству на Москве сварить не умеют для церковных и верховных живописных дел», - отмечал в своих работах иконописец Симон Ушаков.

Источники свидетельствуют, что медное блюдце было изготовлено в Западной Европе и повторить похожий вариант могли немногие. Однако Захар Саградов знал Аствацатура Салтаняна, который долгие годы работал при дворе персидского шаха, создавая уникальные украшения и изделия быта. В 1666 году, когда Салтанян прибыл в царский двор, то вступил в число мастеров Оружейной палаты. Он как один из лучших мастеров был жалован царём дворянским титулом и согласно присяге царствующему дому, принял православие и поменял своё имя на Богдан Салтанов.

«По твоему великого государя указу выехал я к тебе, в Москву работать. И ныне остался я по твоему указу служить тебе и работать вечно. Из любви к тебе, я принял православную христианскую веру, покинув отца своего, матерь и весь род», - говорил Салтанян.

Аствацатур Салтянян выполнял заказы для всего царского двора, работал над иконами, миниатюрами для евангелий, рукописями и парсунами (светские портреты), расписывал царские хоромы, знамёна, княжеские ларцы, кровати, прапоры и соборы Московского Кремля. Работая в Оружейной палате более 30 лет, Салтанян изготовлял также боевое, холодное и огнестрельное оружие, оборонительные доспехи для царского войска. В последние годы своей жизни, по распоряжению сына царя Алексея - Петра I, при въезде из Замоскворечья на Каменный мост, в честь взятия русскими войсками Азова, мастер построил Триумфальные ворота. В своих работах биограф Петра I, Иван Голиков, описывал Триумфальные ворота так:

«При входе на каменный мост были построены Триумфальные ворота, образом древних Римских торжественных ворот. На правой стороне пьедестала была статуя Марсова, держащая в правой руке меч, а в левой - щит с надписью «Марсовою храбростью». У ног статуи изображались его невольники, татарский Мурза с луком и колчаном. На левой стороне пьедестала находилась статуя Геркулесова, держащая в правой руке обыкновенную его палицу, а в левой ветвь зеленую с надписью «Геркулесовая крепость». У ног его лежал паша Азовский в чалме и два скованных турков...»

Со временем, Салтянян первым учредил Художественную Академию в Москве, а годами позже был назначен Петром I одним из архитекторов Санкт-Петербурга 18 века. Сегодня современники приписывают многие работы Салтаняна другим художникам - И.Безмину, К.Золотареву и другим. А все потому, что в отличии от других мастеров, Салтанян никогда не подписывал свои работы. Но среди самых значимых работ армянского мастера, которые не успели присвоить, является «Алмазный трон» царя Алексея Романова. Работа была вручена царю в Кремле от имени армянского народа в 1686 году.

Алмазный трон царя Алексея Михайловича

Отметим, что «Алмазный трон» царя был изготовлен из слоновой кости и ценной древесины, а его детали выполнены из 26 кг золота, 5 кг серебра, 900 алмазов, 1000 яхонтов и 18030 бирюзы. Как известно, сегодня он хранится в Оружейной палате Кремля.

Точно не установлено количество созданных Салтановым произведений. Многие его работы погибли в 1701 году во время пожаров в Кремле. Есть и такие работы, которые приписываются его современникам. Умер мастер в 1703 году в Москве.

Источник

Лента

Рекомендуем посмотреть