Многогранный, невероятно талантливый человек, художник, танцовщик, ювелир, ученик и близкий друг Сальвадора Дали – мастерство Оника Саакяна покорило не только прославленного сюрреалиста, но и весь мир.
Оник Саакян
Танцовщик и ювелир, Оник Саакян родился в 1936 году в Тегеране. Его отец Баграт Саакян был уроженцем Санкт-Петербурга, а мать Мариам Назарян – родом из Москвы. После революции 1917-го из России решили уехать тысячи человек. Среди них были и те, кто сражался за белую армию, и люди, не принимавшие участия в войне, но опасавшиеся за свою судьбу при новой власти. Родители артиста были в числе этих эмигрантов.
Жизнь в Иране для родителей Оника Саакяна – христиан – была сложной. Им не разрешалось даже заходить в магазины, поэтому, покупая продукты, приходилось писать на дощечке, какое мясо им нужно. Людям, приехавшим в Иран, вообще было тяжело адаптироваться, так как в то время привычная Россия стала уже достаточно развитой страной. Саакяны даже думали вернуться обратно, но после смены власти и Иран европеизировался. С приходом шаха Реза-шах Пехлеви в 1925 году страна изменилась: женщинам разрешили снять чадру, а культура начала расцветать. В итоге родители Саакяна решили остаться в Тегеране.
Но их связь с родиной по-прежнему была крепка – именно благодаря родителям маленький Оник полюбил балет и классическую музыку.
Оник Саакян
Оник Саакян рос артистичным и пластичным ребенком. С семи лет он начал танцевать и посещал известную в то время школу Елены Аветисян. Но танцы были не единственным увлечением мальчика – он также с удовольствием рисовал. Так, артист стал студентом института изящных искусств. Его интересовала персидская миниатюра.
Отец умер от пневмонии, когда ребенку было всего шесть месяцев. Спустя десять лет Мариам Саакян вышла замуж во второй раз, и тоже за армянина. Тогда вся семья переехала к Каспийскому морю. Однако отношения Оника Саакяна с отчимом не сложились: новый муж матери запрещал ему танцевать и заниматься искусством, что для юного артиста было подобно смерти. В 12 лет подросток сбежал из дома и с помощью своей тети вернулся в Тегеран к бабушке. После этого он не общался с матерью на протяжении следующих 20 лет.
Сальвадор Дали и Оник Саакян
Уже в юности Саакян проявил себя как невероятно многогранный и талантливый человек, что не могли не заметить ценители искусства. И в 1953 году правительство Ирана отправило танцовщика в Москву – обучаться балету.
Однако жизнь артиста в Москве не продлилась долго: в Большом театре он провел всего лишь год, после чего вернулся в родной Тегеран. Но и там не задержался, уехав в 1956 году в США, где начал изучать юриспруденцию в Южно-Калифорнийском университете. Однако творческое начало взяло верх, и Оник Саакян поступил в «Art school» в Лос-Анджелесе.
В Новом свете он познал славу: артист начал танцевать сольные программы и сниматься в ориентальных фильмах в Голливуде. Саакян выступал в течение десяти лет и принял участие в более чем в сотне танцевальных постановок. Кроме того, костюмы для номеров он делал себе сам. Не бросал творец и занятия живописью, а также начал изучать ювелирное мастерство.
Оник Саакян. Украшения, 1969г
Однажды в Нью-Йорке Оник Саакян повстречал своего земляка Сепуха – личного парикмахера гения сюрреализма Сальвадора Дали, с творчеством которого, конечно, молодой артист был знаком еще с юных лет. Знакомый Саакяна устроил встречу двух художников, судьбоносную для танцовщика. Она произошла в 1958 году.
Саакян вошел в помещение и, увидев сидящего в бигудях Дали, решил поразить художника гранд жэтэ и пируэтом. Такой выход не мог не привлечь внимание испанского сюрреалиста. Дали встал с кресла и легонько коснулся своей тростью плеча Саакяна, совершив своеобразный обряд посвящения. Так и началась многолетняя дружба двух талантов.
Сальвадор Дали словно околдовал своего нового приятеля. Именно художник вдохновил Оника Саакяна возобновить занятия живописью. Артист понимал, что карьера танцовщика коротка словно век бабочки, и живопись с ювелирным искусством стали для него тем миром, где он мог выражать и раскрывать себя.
Оник Саакян, Сальвадор Дали и другие
Дали стал не только другом, но и учителем Саакяна. На протяжении долгих лет ювелир помогал сюрреалисту с его картинами и скульптурами. Прославленный художник доверял ему настолько, что даже позволял писать целые фрагменты для своих работ, как, например, в «Ловле тунца».
Несмотря на тяжелый характер Дали, их с Саакяном дружба была крепкой, за 20 лет художники поссорились лишь однажды. Причиной стала продажа одной из работ сюрреалиста танцовщиком. Знакомый Саакяна, коллекционировавший бабочек, попросил продать картину с ее изображением за 5000 долларов. Но чтобы удостовериться в подлинности, отправился к Дали за подписью и подтверждением авторства. Маэстро не смог поверить, что друг продал его произведение, назвал покупателя вором и забрал картину, которую Саакян позже бросил ему в лицо. Оба были обижены и прекратили общение. Спустя время танцовщик узнал от секретаря Дали, что тот в кризисе. Художнику понадобились крылья ангела для одной из картин, но никто не мог их как следует написать. Творец буквально сходил с ума от этого и закрылся в себе. Тогда Саакян сделал ему эти крылья – так друзья и помирились.
Их дружба продлилась до 1978 года, пока Сальвадор Дали окончательно не переехал в Испанию из-за болезни. С тех пор художник больше никуда не выезжал и практически ни с кем не общался.
Сальвадор Дали. Ловля тунца, 1967г
За пять лет до этого, в 1973 году Оник Саакян открыл агентство по дизайну и искусству «Onik Design Ltd» в Нью-Йорке. Он не только рисовал, но и изготавливал ювелирные изделия, которые к тому же пользовались спросом. Однажды жена иранского посла заказала у художника украшение для супруги президента Ричарда Никсона. С особым удовольствием «ювелир королев» занимался разработкой и созданием изысканных изделий и для Галы Дали.
В 1986 году Оник Саакян переехал в Лиссабон, который очень любил и считал городом весны. Столица Португалии вдохновляла его на написание новых произведений. Художник успел посотрудничать с лучшими музеями Лиссабона, Парижа, Нью-Йорка и даже Москвы. На протяжении всей жизни придерживался кредо: «Мы должны делать так, чтобы жизнь стала интересней. Надо уметь дружить, надо уметь общаться. И двигаться – без движения я умру».
Оник Саакян
В работах Оника Саакяна, как отмечают искусствоведы, прослеживается влияние Сальвадора Дали. Но в отличие от своего наставника, он рисовал умиротворенные и пронизанные светом картины. Художник наполнял свои работы гармонией и тишиной, так как считал, что жизнь и так жестока, поэтому необходимо давать людям надежду на лучшее.
Так, например, Оник Саакян создал серию безликих Мадонн, которые изображены без лица, лишь с овалом вместо него. Тем самым художник хотел показать духовную сущность, а не человеческий облик. Сам он говорил: «А кто знает, как выглядели лица Мадонны или Христа? Для каждого человека лик Господень внутри него самого, в пределах его совести».
Оник Саакян
В 2005 году Оник Саакян впервые побывал в Армении по случаю открытия выставки его работ в Галерее Геворгян. Эта поездка не прошла бесследно. Художник признавался: «У меня странное чувство. Я всегда идентифицировал себя как американец, и только здесь, в Армении, я понял, что принадлежу этой земле, как будто в прошлой жизни я жил именно здесь».
Саакян посвятил всю свою жизнь искусству и практически никого к себе не подпускал, кроме близких друзей. Он был женат лишь однажды, в 1960-е. Однако брак с Шейлой распался спустя всего три года из-за различных взглядов на мир.
Жизненный путь талантливого мастера завершился в 2012 году. Оник Саакян сиял ярко долгие годы, оставив свой след в мировой живописи и ювелирном искусстве.
Оник Саакян