Женщины не занимали бы значительное место в современном искусстве, если бы не их отважные предшественницы: художницы-новаторы XIX века (часть 1) - RadioVan.fm

Онлайн

Женщины не занимали бы значительное место в современном искусстве, если бы не их отважные предшественницы: художницы-новаторы XIX века (часть 1)

2022-03-08 20:45 , Минутка истории, 506

Женщины не занимали бы значительное место в современном искусстве, если бы не их отважные предшественницы: художницы-новаторы XIX века (часть 1)

Художницы не занимали бы такое значительное место в современном искусстве, если бы не их предшественницы в XIX веке, которые приезжали в Париж, чтобы учиться живописи. Это был очень мужественный шаг, ведь социальные и академические традиции не позволяли дамам получать профессиональное художественное образование. Большинство этих женщин лишь сейчас выходят из тени своих великих коллег-мужчин, благодаря кураторам, искусствоведам и историкам.

В позапрошлом веке во Франции молодые женщины не могли появиться на улице без сопровождения родственника-мужчины или пожилой компаньонки. О поступлении в государственную Школу изящных искусств не могло быть и речи вплоть до 1897 года. «Хочется кричать от ярости… Почему я не могу поступить и учиться там?», — написала в своём дневнике украинская художница Мария Башкирцева, которую также отвергло заведение.

Женщин принимала Академия Жюлиана, но и там им приходилось заниматься в исключительно «дамских» классах, было запрещено работать с обнажёнными моделями, а значит — писать престижные исторические полотна. И всё же, несмотря на трудности, многие художницы завоевали заслуженные почести и славу.

Мари Бракемон (1840 – 1916)

Мари Бракемон, «Ирис в вазе» (1886)

Мари Бракемон была в основном самоучкой, поскольку принадлежала к рабочему классу и не имела того же доступа к художественному образованию, что высшая буржуазия. Краски для своей первой картины, портрета матери, ей пришлось сделать их собранных в саду цветов. После этого друг семьи, впечатлённый талантом девочки, подарил ей набор акварелей.

Короткое время Бракемон училась у Жана-Огюста-Доминика Энгра, переняв его дисциплинированную манеру письма. Но она покинула студию, поскольку «мастер сомневался, что женщинам хватит мужества и настойчивости для овладения живописью».

Бракемон была одной из пяти женщин наряду с Мэри Кассат и Бертой Моризо (ещё две взяли псевдонимы), участвовавших в показах импрессионистов. Она часто изображала свою сестру Луизу, сцены в парках, садах и других публичных местах, где художницы получали больший простор для творчества.

Мари Бракемон. Пьер и его тетя Луиза в саду, 1886г

К сожалению, карьера Бракемон сошла на нет без поддержки семьи. Выйдя замуж за человека эгоистичного и властного, она в последний раз выставлялась в заключительной экспозиции импрессионистов в 1886 году. После этого Бракемон фактически прекратила писать картины.

Амели Бори-Сорель (1848 – 1924)

Амели Бори-Сорель родилась и некоторое время жила в Испании. Она добавила материнскую фамилию к своей, чтобы выразить почтение к предкам-женщинам. Одна из самых известных её работ — портрет «В тоске», выполненный пастелью на холсте. На нём изображена яркая независимая современная женщина за чашкой кофе с сигаретой.

Амели Бори-Сорель В тоске, 1894г

Картины Бори-Сорель получили награды на парижском Салоне в 1885-м и на Всемирной выставке в 1889 году. Она вышла замуж за Родольфа Жюлиана, основателя художественной Академии, где стала преподавателем и руководителем женского отделения. После смерти мужа в 1907 году управляла школой с помощью своих племянников.

Элизабет Норс (1859 – 1938)

Элизабет Норс, «Автопортрет» (1892). Частная коллекция

Американка Элизабет Норс стала одной из немногих женщин, допущенных в Художественную академию Цинциннати. Она отклонила предложение преподавать там и после смерти родителей в 1882 году переехала с сестрой Луизой в Нью-Йорк, а спустя пять лет — в Париж, где поступила в Академию Жюлиана. Её автопортрет за работой, написанный 1892 году, — это иллюстрация силы и решительности, которые необходимы художнице для успеха. Женщина, пишущая на невидимом зрителю холсте, смотрит на нас дерзко и твёрдо. В наше время этот образ был перенесён на стену одного из зданий в Цинциннати.

Знаменитая картина Норс «Мать» дебютировала на Салоне в 1888 году. Полотно удостоилось чести «висеть на линии», что означало успех и признание. Позже оно вошло в коллекцию Томаса Вудро Вильсона — губернатора штата Нью-Джерси, впоследствии ставшим 28-м президентом США. А сама художница стала второй женщиной, принятой в Национальное общество изящных искусств.

Элизабет Норс. Мать, 1888г

Интересно, что живопись позволяла Норс зарабатывать на жизнь себе и сестре, не полагаясь на поддержку семьи, мужа или на преподавательскую работу. Такой успех был редкостью для женщин в те времена.

Заглавная иллюстрация: Луиза Бреслау. «Подруги». 1880г

Продолжение следует…

По материалам artсhive.

Лента

Рекомендуем посмотреть