Выдающемуся польскому кинорежиссеру Анджею Вайде 6 марта 2016 года исполнилось 90 лет, а семь месяцев спустя Мастера не стало.
Немалое место в творчестве режиссера занимают экранизации литературной классики, как польской, так и мировой. Пожалуй, самыми известными его фильмами стали «Человек из мрамора» и «Человек из железа». Они бросили вызов коммунистической системе и показали ее разрушительную сущность. Но и в других картинах Вайде всегда удавалось достоверно передать на экране жизнь людей в водовороте истории.
Мои картины возникают из потребности достичь со зрителем взаимопонимания, они не должны удовлетворять только меня. Самое важное — встретился ли фильм со зрителем, ждал его зритель или нет.
Анджей Вайда родился 6 марта 1926 года в польском городе Сувалки. Его отец, Якуб Вайда, офицер конной артиллерии, в 1939 году попал в советский плен и был расстрелян в Катыни. Мать Анеля была школьной учительницей. Во время оккупации страны Германией Анджей работал чертежником, грузчиком, кладовщиком в немецких мастерских. Это спасало его от угона на принудительные работы в Рейх.
После войны учился живописи в Академии изобразительного искусства в Кракове, но, не закончив курса, поступил на режиссерский факультет Лодзинской киношколы. Правда, с живописью он не расстался и продолжал участвовать во многих выставках. Окончив в 1954 году киношколу, дебютировал картиной «Поколение», которая положила начало «польской школе кино».
Признание к Вайде пришло после фильма «Канал», удостоенного нескольких премий, в том числе специального приза на кинофестивале в Канне в 1957 году. Лучшая лента молодого режиссера этого периода – «Пепел и алмаз». В дальнейшем он не раз возвращался к теме войны в картинах: «Самсон», «Пейзаж после битвы», «Корчак», «Кольцо с орлом в короне», «Страстная неделя», «Катынь».
Кроме кинематографа с конца 1950-х Вайда работал и в театре, в числе поставленных им спектаклей: «Гамлет», «Бесы», «Преступление и наказание».
В 1970 году Вайда снял сатирическую комедию нравов «Охота на мух». Затем режиссер снова вернулся к военной тематике — в фильме «Пейзаж после битвы» по мотивам произведений Тадеуша Боровского (1970). В том же году он снял поэтический «Березняк» по Ярославу Ивашкевичу. А в ФРГ Вайда снял фильм «Пилат и другие» (1972) по роману «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова.
1980-е — это прежде всего время работы Вайды за границей. Во Франции он снял «Дантона» (1983) по пьесе «Дело Дантона» Станиславы Пшибышевской с Жераром Депардье и Войцехом Пшоняком в главных ролях, а также «Бесов» (1988) по роману Федора Достоевского с участием Изабель Юппер, Омара Шерифа и Ежи Радзивиловича. В ФРГ Вайда снял «Любовь в Германии» (1983). Единственным фильмом этого периода, снятым в Польше, стала «Хроника любовных происшествий» по Тадеушу Конвицкому. В 1980-е годы Вайда активно занимался и политической деятельностью. Был председателем Союза польских кинематографистов. В 1997-м был избран во Французскую академию.
В своих последующих фильмах Вайда напрасно стремился вступить в диалог с общественностью, которая, как и часть критиков, в 1990-е годы довольно прохладно принимала его новые проекты. Режиссер брался за разные темы. Он снял биографического «Корчака» (1990), а также «Настасью» (1994) по мотивам романа Достоевского «Идиот», с участием японских актеров Тамасабуро Бандо и Тошиюки Нагашима. К военной истории он вернулся в «Страстной неделе» (1995) по произведению Ежи Анджеевского и снятом годом ранее «Перстёнке с орлом в короне», который историк кино Ежи Плажевский назвал настоящим концом польской школы 1950-х. И, наконец, Вайда экранизировал популярный современный роман Томаша Тризны — «Девочка Никто» (1996).
Скончался Анджей Вайда 9 октября 2016 года в Варшаве.
Режиссер создает фильм, ждет ответа зрителя. Я не снимаю фильмы для себя. Конечно, в самом начале картина возникает в моем воображении, моих неясных предположениях, а также в каком-то странном предчувствии, будто кто-то этот фильм ждет. И часто случается, что это действительно так. Анджей Вайда
7 самых известных фильмов Анджея Вайды
«Канал», 1956г
Действие фильма начинается в варшавском районе Мокотув 25 сентября 1944 года – на 56-й день варшавского восстания. Совсем скоро – после шестидесяти трех дней ожесточенных боев – восстание будет подавлено. Отряд повстанцев предпринял неудачную попытку вырваться из немецкого окружения, после чего командир отряда Задра приказывает бойцам пробираться по канализационным каналам в центр города, где все еще идут бои. Повстанцы бредут по темной запутанной системе подземных каналов, залитых водой и экскрементами, а немецкие солдаты с гранатами в руках сторожат люки, через которые можно выбраться наружу. Финальная сцена, когда связная «Маргаритка» и раненный солдат Кораб добираются до выхода к Висле, но обнаруживают, что он зарешечен, – одна из самых известных сцен в польском кино.
«Пепел и алмаз», 1958г
Следующий фильм Анджея Вайды, «Пепел и алмаз», наряду с его дебютным «Поколением» (1955) и «Каналом» (1956) стал частью «сильнейшей трилогии о том, как война сказалась на поколении молодых поляков» – эти слова принадлежат Джейн Фонда, вручавшей Анджею Вайде почетного «Оскара» в 2000 году. Действие фильма, снятого по роману Ежи Анджеевского, происходит в последние дни Второй мировой войны. Это полная драматизма история двух солдат Армии Крайовой, которые теперь сражаются в антикоммунистическом подполье. Получив задание убить местного коммунистического лидера, двое молодых мужчин вспоминают своих погибших друзей и задумываются о смысле дальнейшей борьбы. Этот фильм, вызвавший в конце 50-х бурную дискуссию в польском обществе, по праву считается шедевром мирового кино.
«Невинные чародеи», 1960г
«Невинные чародеи» – это первый фильм Вайды не о военной истории. История трех молодых поляков эпохи джаза. По стилю фильм напоминает кино французской «новой волны». «Невинные чародеи» (выражение взято из «Дзядов» Мицкевича) – это люди разных профессий, которых объединяет стиль жизни: вечера в модных варшавских барах, любовь к джазу и отказ от любых обязательств. Вайда к беспечному послевоенному поколению относится сдержанно – ему не по душе современный образ жизни, однако при этом он не впадает в поверхностное морализаторство. В конце концов его герои очень симпатичные люди, и их ироническая стратегия выживания – не что иное, как реакция на изменение общественной ситуации. В фильме звучит прекрасная музыка польского композитора Кшиштофа Комеды.
«Все на продажу», 1968г
Фильм задумывался как дань памяти Збигнева Цыбульского, трагически погибшего актера, сыгравшего звездные роли в нескольких фильмах Вайды, включая «Пепел и алмаз» и «Невинных чародеев». Исполнитель главной роли не явился на съемочную площадку. Все бросаются на поиски пропавшего актера. Как пробиться через мифический ореол, окружавший актера? Что было подлинным, а что лишь легендой? «Расследование» съемочной группы не приносит удовлетворительных ответов, а границы между фактами и мифами размыты. Сочетая различные повествовательные пласты, Вайда показывает, как трудно бывает отделить жизнь от кино, а настоящий мир – от вымышленного.
«Свадьба», 1972г
Экранизация пьесы Станислава Выспяньского «Свадьба» о столкновении двух миров: богемной интеллигенции начала ХХ века и крестьян из деревушки под Краковом. История свадьбы дворянина с крестьянкой превращается в сюрреалистический рассказ о травмах, неуверенности и разочарованиях, выпавших на долю польского общества в начале ХХ столетия. Поэтический характер пьесы практически невозможно передать на языке кино, но Вайде это удалось, и он сумел воссоздать на съемочной площадке атмосферу настоящей шумной польской свадьбы.
«Земля обетованная», 1974г
Фильм «Земля обетованная» – одна из вершин творчества Вайды – принес режиссеру его первую номинацию на премию «Оскар». Действие фильма, снятого по роману нобелевского лауреата, писателя Владислава Реймонта, разворачивается в Лодзи конца XIX века. Лодзь – столица процветающей текстильной индустрии и та самая «земля обетованная». Три друга – польский шляхтич, инженер Кароль Боровецкий, предприниматель-еврей Мориц Вельт и сын немца-фабриканта Макс Баум хотят открыть собственную текстильную фабрику. Запутанные интриги и жестокость раннего промышленного капитализма мешают им осуществить задуманное. Не менее важен в фильме образ города: многонациональные городские джунгли, где единственный общий язык – язык корысти и выгоды.
«Катынь», 2007г
После 1989 года Вайда приступил к работе над сценарием фильма «Катынь», который он закончил лишь в 2007 году. Фильм повествует о массовом убийстве польских офицеров, совершенным НКВД в апреле-мае 1940 года в рамках плана Сталина по ликвидации польской интеллигенции. Катынское преступление – тема-табу в годы коммунизма – так и не было должным образом расследовано. Действие фильма происходит после войны. Мать, жена и дочь польского офицера ждут его возвращения из лагеря для военнопленных. Обеспокоенные его долгим отсутствием, они решают его разыскать. «Катынь» – один из самых личных фильмов Вайды, ведь отец самого режиссера был убит в Катынском лесу.
В публикации использованы материалы culture.pl.