История одного шедевра: «Венгерские танцы» Иоганнеса Брамса – сверкающая, виртуозная музыка, согревающая сердца - RadioVan.fm

Онлайн

История одного шедевра: «Венгерские танцы» Иоганнеса Брамса – сверкающая, виртуозная музыка, согревающая сердца  

2022-03-04 21:11 , История Одного Шедевра, 2898

История одного шедевра: «Венгерские танцы» Иоганнеса Брамса – сверкающая, виртуозная музыка, согревающая сердца

Венгерские танцы Иоганнеса Брамса – это необыкновенная для классического восприятия музыка. Каждое произведение уникально тем, что передает многогранность национального венгерского колорита. Свобода и темпераментность захватывают слушателя с первого звука.

«Венгерские танцы» - это сборник музыкальных произведений, состоящий из четырех тетрадей. Отсутствие чёткой нумерации позволяет автору подчеркнуть, что автором является народ, а он всего лишь интерпретатор. Первая, вторая и четвертая тетради включают в себя традиционно по пять сочинений, в третью было включено шесть произведений.

Практически все сочинения изобилуют наличием характерных для венгерской музыки приемов, к которым относится пунктирный, отрывистый ритм, преобладание увеличенных секунд, рождающих особый тип звукоряда, называемый цыганской гаммой.

История создания

В 1853 году Иоганнес Брамс отправляется в гастроли по Германии совместно с талантливым венгерским скрипачом Эде Ременьи. Знакомство музыкантов состоялось еще в 1849 году. Тогда Ременьи впервые приехал с гастролями в Гамбург. Энтузиазм, любовь к собственному делу и невероятное мастерство восхищали каждого, кто слышал по-настоящему волшебную игру Эде. Он славился темпераментными импровизациями на темы народных танцев. Тогда Брамс и познакомился с музыкантом. После поездки в Париж, зимой 1852 года, Ременьи вновь оказался в Гамбурге, и пригласил Иоганнеса отправиться с ним в гастроли по городам Германии.

Маршрут включал в себя посещение известных музыкантов: Листа и Шумана. Первым масштабным пунктом в путешествии был Ганновер. По пути музыканты давали концерты в маленьких немецких городках – Винсене, Люнебурге, Целле. Невозможно передать, какие яркие впечатления наполняли молодого Брамса. Вместе с Эде, они много гуляли пешком, знакомились с местными жителями, спонтанно могли устроить импровизированный ночной концерт. Слушатели были в восторге от музыки. Люди толпились, веселились и получали наслаждение от услышанного.

Эде Ременьи и Иоганнес Брамс

Внешне музыканты сильно отличались: смуглый и энергичный Ременьи и голубоглазый блондин Брамс. Они создавали лишь видимый контраст. Внутренняя темпераментность подчеркивалась в творчестве. Игра в ансамбле позволяла продемонстрировать настоящий характер Брамса, выявляла его артистичность и харизматичность. Несмотря на то, что программа была утверждена, Брамс играл без нот, он даже не взял их с собой, что еще раз обозначало и добавляло в концерт ощущение импровизационности.

Народные напевы, которые так часто исполнялись, даже не были записаны. В последствии именно они и станут знаменитыми «Венгерскими танцами». Поездка оставила бесчисленное количество теплых воспоминаний о гастрольной жизни, о публике. Спустя 16 лет композитор запишет первые десять танцев для фортепиано в четыре руки, через год будут готовы еще 11 композиций. В 1869 году две тетради опубликуют, что принесет огромную славу композитору. Практически все, у кого в доме стоял инструмент, начнут исполнять в четыре руки виртуозные композиции.

В 1872 году автор снова возвращается к столь любимым им «Венгерским танцам» и создает переложение для двух рук первой тетради, а через восемь лет будет готово переложение второй тетради, а также закончены третья и четвертая.

В 1874 году автор решил оркестровать три номера: №1, 3 и 10. На протяжении всего жизненного пути Иоганнес Брамс сохранял любовь к венгерской музыке. Для него эта страна стала символом свободы и раскрепощенности духа. Так в 1861 году появятся замечательные Вариации на венгерскую песню.

Интересные факты

— Венгерские танцы оказали значительное влияние на развитие рэгтайма и американской музыки в целом. Сильное впечатление от прослушивания сочинений было оказано на Скотта Джоплина, который высоко оценивал творчество Брамса.

— Творческий союз Брамса и Ременьи просуществовал относительно недолго. По словам композитора, в музыканте было слишком много лукавства, лжи и притворства. Брамс всегда ценил людей за искренность и доброжелательность и не терпел к себе иного отношения. Все необходимые черты он нашел в Йозефе Иоахиме. С талантливым скрипачом, он познакомился как раз во время поездки в Ганновер. В дальнейшем Иоахим создаст переложение «Венгерских танцев» для скрипки и фортепиано. Товарищ будет верен Брамсу до конца жизни.

— Наиболее известными композициями считаются №1 и 5. Известно, что мелодии этих сочинений принадлежат венгерскому композитору Бела Келеру. Брамс этого не знал и считал музыку национальным фольклором. №11, 14, 16 полностью написаны автором, включая мелодию. Во всех остальных номерах автор цитирует подлинную венгерскую традиционную музыку.

— Известно, что чешский композитор Антонин Дворжак выборочно оркестровал «Венгерские танцы», что серьезно повлияло на его дальнейшее творчество. До этого композитор написал сборник «Славянские танцы».

— Рельефные музыкальные произведения часто можно услышать, как в современном кино, так и в шедеврах кинематографа. Наиболее популярен танец №5.

P. S.

Творение мастера – «Венгерские танцы» - это настоящее искусство. Оно не поблекнет сквозь века. Сверкающая, виртуозная музыка согревала сердца слушателей в далеком 1853 году и также будет согревать в XXI веке. Филигранность и живость композиций показывают колорит страны. Перед слушателем оживают улицы Будапешта, люди, в деталях предстают яркие картинки быта столь свободного народа.

В публикации использованы материалы soundtimes.

Лента

Рекомендуем посмотреть