Известный российский журнал «Сноб» опубликовал статью под названием «Армения — путешествие ввысь», в которой рассказал о поездке в страну, где человек может сделать переход на «новый духовный уровень».
Автор статьи Екатерина Попова-Гамаюн считает, что после путешествия по Армении уже невозможно остаться прежним, так как человек переходит на новую ступень восприятия мира.
«Я не знала, как словами описать все те ощущения и открытия, которые произошли со мной в Армении. Тогда я включила проигрыватель. Тихо, протяжно запел дудук, в исполнении Дживана Гаспаряна. Его звуки коснулись моей души — и нашлись слова для моего рассказа», — пишет автор.
В статье отмечается, что Армения является краем гор и средневековых монастырей и храмов, каждый из которых – «бриллиант, над которым ювелирно трудился мастер, посвящая его Богу». Храм Звартноц Попова-Гамаюн назвала самым смелым проектом в армянском зодчестве, так как композиция чем-то напоминает вавилонские зиккураты (многоступенчатое сооружение – ред.).
Попова-Гамаюн также описала Эчмиадзин — резиденцию Католикоса всех армян, в которой сейчас находится «самый могущественный из известных атрибутов власти» — копье Лонгина, спрятанное тысячу лет назад в пещерных монастырях и перенесенное в храм лишь в XIII веке.
Описан также один из древнейших армянских монастырей – Гегард, в котором долгие века хранилось копье Лонгина, и храм Гарни «со строгими ионическими колоннами, симметричностью и богатым орнаментом на камне, выделяющим его среди традиционных храмов Армении».
«Тихий звук живой воды, намоленные стены храма, испещренные кружевными крестами и древними текстами, божественное пение хора — лучшие лекари для наших запутавшихся в паутинах современных реалий душ», - пишет автор, также добавляя:
«Все храмы Армении похожи на горы, только рукотворные. Их монументализм на века, аскетический дух, пепельно-рыжий цвет камня и само строение каким-то самым невероятным образом влияет на внутреннее духовное начало человека».
Отдельное внимание автор статьи уделила армянским хачкарам — каменным плитам с крестами, отметив, что лучшие образцы этих скульптурных украшений сохранились в Ахпате, Кечарисе, Санаине, Гарни, Егварде, Гандзасаре и Эчмиадзине.
«Я вижу в хачкарах цветущее древо жизни армянского народа, проявление его сильнейшего духа. Чем древнее хачкар, тем он красивее. Его красота завораживает и не дает взгляду оторваться. Он как виноградная лоза, растущая на каменистых почвах. Из года в год ее лозы изгибаясь в прекраснейшем танце, образуют удивительный орнамент жизни. Она возносит на лозах свои плоды к небу, ее дар Богу, утверждая бесконечный принцип жизни».