Четырехкратный номинант на «Оскар» Монтгомери Клифт ушел из жизни, когда ему было всего 45 лет. Он был ярким молодым талантом, первым секс-символом Голливуда и любимцем прессы. Лицо Монтгомери Клифта было открытым и искренним: огромные умоляющие глаза, высокие скулы; он стал основоположником моды на односторонний пробор. Клифт играл отчаянных, пьяниц, обманутых, но ни один из его фильмов не был столь трагичен, как его жизнь.
Эдвард Монтгомери Клифт родился в 1920 году в Омахе в паре с сестрой-близнецом Робертой. Также у Монтгомери был старший брат Уильям Брукс-младший, который позже будет известен как отец незаконнорожденного сына актрисы Ким Стэнли.
Отец Монти, Уильям Брукс Клифт, был очень успешным брокером и вице-президентом Национального Банка Омахи. В 1914 году он женился на Этель Фогг Андерсон, которую чаще называл просто Санни (Солнечная). Она и стала матерью троих его детей.
Но у Этель была сложная семейная история. В возрасте года её усыновили, а позже она узнала, что на самом деле происходила из престижного рода. Почти всю свою жизнь Санни Клифт потратила на то, чтобы докопаться до истины. И в этом ей сильно помогали деньги супруга. Матери Монтгомери Клифта всё же удалось найти одну зацепку. Это был врач, который принимал роды у её матери. И в честь этого доктора, доктора - Эдварда Монтгомери, Этель назвала своего младшего сына.
Монтгомери Клифт и его сестра-близнец
Этель узнала, что она была незаконнорожденной дочерью Вудбери Блэйра и Марии Андерсон, их брак был расторгнут незадолго до появления Этель на свет. Таким образом, одним из прадедов Монти Клифта был сам Монтгомери Блэйр, главный почтмейстер при президенте Аврааме Линкольне, а прапрадедом — Фрэнсис Престон Блэйр, журналист и советник президента Эндрю Джексона и Леви Вудбери, член Верховного Суда США. Во всяком случае, именно такой версии придерживается Патриция Босуорт, одна из биографов Монтгомери Клифта. Но официально эта информация так никогда и не была подтверждена.
Монтгомери Клифт в юности
Впрочем, документы для Этель не имели особого значения. Получив доказательства своего высокого происхождения, она всячески старалась оградить себя и свою семью от «обычных», по её мнению, людей. Детей она воспитывала настоящими аристократами, поэтому ни один из них не посещал школы. Этель нанимала лучших частных педагогов, да и сама активно участвовала в их образовательном процессе. Первую половину своей жизни Монтгомери Клифт и его брат с сестрой много времени провели, путешествуя по Европе.
В 1929 году рухнула биржа Уолл-Стрит, и Америка окунулась в Великую депрессию. Финансовое положение семьи Клифт сильно ухудшилось, и им пришлось отказаться от аристократического образа жизни, который они привыкли вести. Безработный и без денег, Уильям Клифт был вынужден забрать семью в Нью-Йорк. Но, несмотря на это, Этель не хотела отказываться от своих планов, и ей всё же удалось устроить старшего сына Брукса в Гарвард, а Роберту в Брин-Мор колледж.
А вот Монти так и не смог адаптироваться в обычной школе, поэтому не поступил в колледж. Вместо этого с 13 лет Монтгомери Клифт начинает выступать на сцене. Эта летняя практика и привела к его актерскому дебюту на Бродвее в 1935 году в постановке «Улетай домой», в которой он играл целых два сезона.Монти Клифт сразу привлек к себе внимание незаурядной внешностью и прекрасной игрой, что закрепило его положение на Бродвее, где актёр и проработал в течение 10 лет.
Монтгомери Клифт на плакате к постановке «Улетай домой»
Привыкший к расточительной жизни с детства, Монтгомери Клифт очень скоро влез в долги, и, хоть он уже и был театральной знаменитостью, его гонораров не хватало для погашения задолженности в размере $13 тыс. Поэтому в 1946 году он принимает предложение сыграть в вестерне Говарда Хоукса «Красная река». Позже лента была признана одной из лучших в этом жанре.
Партнером Монтгомери Клифта по съемочной площадке стал Джон Уэйн. У актёров с первых дней не заладились отношения, поэтому за пределами съемочной площадки они никогда не общались. Возможно, именно эта вражда и послужила причиной отказа Монти Клифта от роли в фильме «Рио Браво», где также играл и Джон Уэйн.
Монтгомери Клифт в фильме «Красная река»
«Красная река» увидела экраны в 1948-м. В этом же году вышел второй фильм с участие Клифта — драма «Поиск». Сам актёр был очень недоволен качеством сценария к этой ленте, поэтому переписал большинство сцен сам. Лента получила «Оскар» за лучший сценарий, но он достался первоначальным авторам. Впрочем, исполнение Клифта тоже не осталось незамеченным: оно принесло ему первую номинацию на «Оскар» за лучшую мужскую роль. Удивленный естественностью игры актёра режиссер Фред Циннеман даже поинтересовался: «Где им удалось найти солдата, который так убедительно играет?».
Монтгомери Клифт в фильме «Поиск»
Следующим фильмом Клифта стала «Наследница». Он согласился на эту роль только для того, чтоб избежать ассоциации себя с одним типичным образом. И на этот раз вновь Монтгомери Клифт был недоволен сценарием. Более того, он даже предлагал заменить исполнительницу главной роли, Оливию де Хэвилленд, аргументируя это тем, что актриса «не давала ему полностью раскрыться». И вновь у Клифта сложились очень напряженные отношения с коллегами по съемкам. Он то и дело причитал, что де Хэвилленд как-то влияет на режиссера, чтоб он уделял всё внимание лишь её персонажу.
Во время съемок «Наследницы» киностудия впервые окрестила Монтгомери Клифта секс-символом Голливуда в рамках рекламной компании к фильму. Несладко пришлось Оливии де Хэвилленд, ведь она начала получать множество гневных писем от фанаток Клифта, обвиняющих актрису в том, что её героиня в «Наследнице» отвергла персонажа Клифта в финальной сцене фильма. Клифт тоже высказал свой протест относительно содержания фильма, уйдя с середины премьеры. Также в 1949 году Монти Клифт сыграл в фильме «Большой подъём», съемки которого проходили в Германии.
Монтгомери Клифт и Оливия де Хэвилленд в фильме «Наследница»
Начиная с 50-х годов, Монтгомери Клифт считался самым востребованным актёром Голливуда. Конкуренцию ему тогда мог составить лишь блистательный Марлон Брандо. Даже Элизабет Тейлор как-то отметила: «Монти, возможно, стал бы самой большой звездой в мире кино, если бы больше снимался». И действительно, актёр был очень переборчив в ролях — он отказался от многих проектов по личным соображениям.
Монтгомери Клифт и Элизабет Тэйлор
Его следующая работа, «Место под солнцем», стала голливудской классикой. Студия свела на площадке двух восходящих звезд, Клифта и Тейлор, планируя снять блокбастер с двумя главными секс-символами Голливуда. И им это удалось.
Роль Джорджа Истмена в «Место под солнцем» стала одной из лучших в фильмографии Клифта. И за неё Монти получил вторую номинацию на «Оскар». Своего персонажа Клифт продумывал до деталей. Ради сцены в тюрьме он даже провел одну ночь в настоящей камере.
Игра Монтгомери Клифта в этом фильме была настолько хороша, что его главный соперник, Брандо, проголосовал за выдвижение Клифта на «Оскар» и был совершенно уверен, что победа в категории «Лучшая мужская роль» достанется именно Монти. Кстати, в этом же году Клифт проголосовал за Брандо в этой же категории за его игру в фильме «Трамвай желание».
Монтгомери Клифт в фильме «Место под солнцем»
«Место под солнцем» собрало множество положительных отзывов. Чарли Чаплин назвал его «величайшим фильмом об Америке». Особенную славу фильму принесли раздутые газетчиками сплетни о том, что Клифт и Тейлор встречаются и вне экрана. Их даже называли «самой красивой парой Голливуда». Но это были лишь слухи. У Тэйлор с Клифтом действительно были близкие отношения, но лишь дружеские, и они их сохранили до последнего дня жизни Клифта.
Монтгомери Клифту приписывали множество романов с различными красавицами Голливуда. Но многие его биографы сходятся на том, что Клифт был, по сути, бисексуален. Было множество свидетельств о том, что актёр даже больше тяготел к мужскому полу. Но, принято считать, что Монти Клифт всячески стеснялся этой стороны своей жизни, что вызвало у актёра множество комплексов.
Монтгомери Клифт и Элизабет Тэйлор
После выхода фильма «Место под солнцем» было практически двухгодовое молчание, косоротое нарушилось в 1952 году выходом сразу трех фильмов с участием Монтгомери Клифта: «Я исповедуюсь» Альфреда Хичкока, «Вокзал Термини» Витторио Де Сика и «Отныне и во веки веков» Фреда Циннемана. Последний принес Клифту его третью номинацию на «Оскар» и стал визитной карточкой в его фильмографии.
Монтгомери Клифт в фильме «Я исповедуюсь»
Монтгомери Клифту предлагали главные роли в фильмах «Бульвар Сансет» и «К востоку от рая», но он отклонил их оба. Тогда на актёра сыпались предложения одно за другим, но Клифт никогда не брался за роли, которые ничего бы не могли привнести в его актёрский опыт.
Монтгомери Клифт в фильме «Отныне и во веки веков»
В 1956 году он принял предложение сняться в ленте «Округ Рейнтри», которое стало для актёра роковым. 12 мая этого же года Монтгомери Клифт, возвращаясь с вечеринки в Беверли Хиллз, устроенной его коллегой по фильму и близким другом Элизабет Тейлор и её вторым мужем Майклом Уайлдингом, на своем автомобиле врезался в столб телефонной линии. К счастью, свидетелем аварии стал Кевин МакКартни, который тоже присутствовал на этой вечеринке. Он сразу же помчался к Тэйлор. Она первой примчалась на место аварии, залезла под перевернувшийся автомобиль и пальцами вытащила изо рта задыхающегося Клифта сломанные зубы, которые забивали ему рот и мешали дышать.
Машина Монтгомери Клифта после аварии
У Клифта был сломан нос, челюсть и носовая перегородка. Понадобился ряд пластических операций, чтоб вернуть актёру нормальную внешность. И, тем не менее, после двух месяцев восстановления, Монти Клифт вновь вернулся на съемки. Несмотря на все опасения продюсеров, актёр блестяще справился со своей работой. Более того, авария даже послужила, в некотором роде, рекламой для фильма — многие хотели увидеть, как же изменился их кумир после операций. Стоит отметить, что пластика, сделанная Клифту, была революционной для того времени, и, хоть внешность актёра и не изменилась радикально, всё же можно было наблюдать множество отличий, особенно в правой части лица.
Монтгомери Клифт в фильме «Округ Рэйнтри»
Но, несмотря на этот успех, для самого Монтгомери Клифта эта авария имела фатальные последствия. Из-за постоянной боли после операции актёр сильно пристрастился алкоголю и обезболивающим. В результате этого физическое здоровье Клифта и его внешний вид значительно ухудшались с тех пор и до самой смерти.
Монтгомери Клифту так и не удалось оправиться от последствий аварии, ни физически, ни эмоционально. Роберт Льюис назвал его посттравматическую карьеру «самым длинным самоубийством в истории Голливуда». Несмотря на ухудшение своего состояния, карьера Клифта продолжалась на протяжении еще 10 лет. Он сыграл в фильмах «Подруга скорбящих», «Молодые львы» и «Внезапно, прошлым летом». А после этого, в 1960 году он снялся вместе с Ли Ремик в «Дикой реке»
Монтгомери Клифт, Марлон Брандо и Дин Мартин на съемках фильма «Молодые львы»
Затем Клифт снялся у Джона Хьюстона в картине «Неприкаянные», которая стала последней для таких звезд как Мерлин Монро и Кларк Гейбл. Монро, у которой в тот момент также были проблемы с эмоциональным состоянием, от чего актриса постоянно сидела на антидепрессантах, в 1961 году сказала: «Клифт — единственный человек, которого я знала, который находился в еще более худшем состоянии чем я».
Монтгомери Клифт, Мерлин Монро и Кларк Гейбл
Последнюю номинацию на «Оскар» Монтгомери Клифту принесла небольшая роль в драме Стэнли Крамера «Нюрнбергский процесс». Клифт сыграл Рудольфа Петерсона, человека, стерилизованного фашистами. Несмотря на то, что его роль занимала всего 12 минут в фильме, Клифт подошел к ней со всей серьезностью. Сам Крамер позже вспоминал о работе над этой сценой: «В конце концов, я сказал ему: «Просто забудь эти чертовы слова, Монти. Допустим, ты свидетельствуешь в суде. Прокурор говорит что-то тебе, а адвокат яростно на тебя нападает, и ты должен добиться хоть слова в этом сценарии. Всё нормально. Давай, добейся своего слова. Что бы это ни были за слова, это не имеет значения. Просто повернись к Трэйси, когда это будет необходимо, и сымпровизируй что-нибудь. Это и будет оно, ведь тогда ты сможешь передать всё смущение своего персонажа». И он, казалось, успокоился после этого. Он не всегда был близок к сценарию, но всё, что он говорил, было совершенно, и, я надеюсь, он прошел через это, как через хороший спектакль».
Монтгомери Клифт в фильме «Нюрнбергский процесс»
К моменту, когда Джон Хьюстон вновь пригласил Клифта на главную роль в своем фильме «Фрейд: Тайная страсть», самоубийственный образ жизни актёра достиг своего пика. Кинокомпания «Universal» даже подала на него в суд за частые отлучки со съемок, которые неумолимо увеличивали бюджет фильма. И, хоть дело до суда и не дошло, но репутация Клифта была бесповоротно испорчена. Фильм «Фрейд: Тайная страсть» имел огромный успех, но самому актёру он не принес ничего. Спустя несколько недель после премьеры Монтгомери Клифта пригласили в прямой эфир в телепередачу «Шоу Хи Гарднера». Здесь он рассказал о фильме и своей карьере в целом, а также впервые коснулся темы своей аварии. Но, в конце шоу Хи Гарднер в шутку отметил, что «это первое и последнее появление Монтгомери Клифта на телевидении».
Монтгомери Клифт в фильме «Фрейд: Тайная страсть»
Четыре года Клифт сидел без работы. И вот, в 1966 году, при содействии Элизабет Тэйлор ему предложили главную роль в «Блики в золотом глазу». Во время подготовок к съемкам, Монти Клифт согласился на эпизодическую роль в драме «Отступник». Но сыграть свою последнюю главную роль актёру так и не удалось.
Монтгомери Клифт был найден мертвым 22 июля 1966 года в своем доме в Нью-Йорке. Причиной смерти был назван сердечный приступ. Врачи сошлись во мнении, что причиной его кончины послужило злоупотребление алкоголем и наркотическими средствами.
По материалам 2queens.