История необычного человека в необычных обстоятельствах: основоположник иранского кинематографа Ованес Оганян - RadioVan.fm

Онлайн

История необычного человека в необычных обстоятельствах: основоположник иранского кинематографа Ованес Оганян

2022-02-23 21:22 , Немного О..., 630

История необычного человека в необычных обстоятельствах: основоположник иранского кинематографа Ованес Оганян

Это история необычного человека в необычных обстоятельствах. В начале ХХ века один армянин из Нагорного Карабаха поступил во ВГИК, затем оказался в Иране и основал там в 1930 году первую киношколу.

Ованес Оганян

Более 90 лет прошло со дня выхода первого в истории Ирана полнометражного немого художественного фильма «Аби и Раби» — так называлась картина, снятая режиссёром Ованесом Оганяном в 1930 году.

Жизнь кинематографиста сама по себе примечательна и может стать основой для приключенческого романа. «Человек неординарной судьбы и удивительных свершений», — так о нём говорили современники. Коллега по киноцеху, автор книги «Армянское кино и ВГИК» Владимир Викторович Малышев искренне восхищался разносторонними талантами Оганяна и назвал вехи его биографии «удивительными».

Постер фильма «Аби и Раби»

Человек-оркестр

Родился Оганян в Нагорном Карабахе в 1896 году. Довольно сложно назвать его просто режиссером, так как в жизни он многому обучился. В 1919-м окончил коммерческое училище в Ташкенте, а затем освоил право в Ашхабаде. Юрист, изобретатель, доктор медицины — это все профессии, которыми владел Оганян.

Следующий виток судьбы Оганяна сложился весьма экзотично. Владимир Малышев пишет, что «в 1921 году Оганян неожиданно получает таинственную должность почетного консула Персии в Сибири, а в 1924-м оказывается в Индии, в Калькутте, где становится основателем первой индийской школы актёрского мастерства и кинематографии. Затем переезжает в Персию (с 1935 года Иран)».

Московский дипломат и студент ВГИКа

Далее ещё один биографический кульбит. В 1925 году Оганяна назначают послом Персии в Москве. Он вступает в должность и одновременно начинает учиться во ВГИКе (в 20-е годы учебное заведение называлось Госкинотехникумом). Киношкола в Москве открылась как раз в двадцатые годы и это было уникальное время, когда по коридорам ходили живые кинолегенды. Здесь можно было, например, запросто встретить Александру Хохлову, звезду немого кино и музу Льва Кулешова, а Всеволод Пудовкин и Абрам Роом только набрали студентов в свою первую режиссёрскую мастерскую.

Именно в питательной среде ВГИКе, согласно биографическим источникам, у Оганяна возникла идея создания кинематографического учебного заведения в Персии.

Заканчивает киношколу Оганян в 1928 году и тогда же становится членом Ассоциации работников революционной кинематографии (АРРК), а в 1928–1929 годах стоит у истоков создания игрового кино в Туркмении и некоторое время работает на благо туркменской кинематографии. Здесь он пишет сценарий и становится режиссёром первого Туркменского фильма «Гул и-Италмас», снятого в 1929 году в Ашхабаде на базе Туркменфильма.

Персидский экран

В 1930 году Оганян наконец переезжает в Персию и создает в Тегеране первую киношколу. Он называет её Художественная школа кинематографии (по другим источникам Центр образования киноактеров). Писатель Владимир Малышев, исследовавший вехи пути Оганяна, отмечает, что «основной акцент в программе школы был сделан на актёрскую игру в кино, а также на освоение кинотехники».

Изучала наследие Оганяна и американская исследовательница Эмили Джейн О’Делл. В книге «Ирано-российские кинематографические столкновения», опубликованной в Лондоне в 2012 году под редакцией Стефани Кронин, писательница упоминает, что в киношколе Оганяна студентов также «обучали западным танцам и музыке, что было смелым шагом для религиозного персидского общества».

На свой курс Оганян изначально набрал всего шестнадцать студентов, позже их число увеличилось до трёхсот. Выпуск первой студенческой группы состоялся в 1931 году, и тогда же в тегеранском кинотеатре «Маяк» торжественно прошла премьера поставленной Оганяном и его учениками в 1930 году картины «Аби и Раби». Это был первый иранский полнометражный игровой фильм —немая комедия положений о приключениях двух товарищей, дылде и коротышке. Оганян выбрал удачный сюжет дружбы двух противоположных друг другу героев, так как иранская публика положительно воспринимала популярные тогда фильмы с участием датского комического дуэта Карла Шенстрёма и Харальда Мэдсена «Оле и Аксель», актёров называли ещё «Длинный и Короткий».

Кадр из фильма «Аби и Раби»

Как режиссёр и предполагал, публика в Иране восприняла «Аби и Раби» на ура. К слову, одну из ролей в собственной картине сыграл сам Оганян. Увидеть фильм сейчас не представляется возможным, так как через два года после выхода на экраны плёнка с фильмом сгорела во время пожара в кинотеатре «Маяк». До середины 60-х годов ХХ века киноплёнку 35 мм выпускали на нитрооснове (так называемая «целлулоидная плёнка»). Такая плёнка была очень легко воспламеняющейся и поэтому чрезвычайно опасной в пожарном отношении. Это связано с тем, что основа киноплёнки, коллоксилин, близка по своему составу к пироксилину, а это уже бездымный порох.

Постер одной из датских комедий с участием Оле и Акселя

Леонардо иранского кино

В 1932 году мастер получает статус доктора кинематографии, а в 1933 году снимает ещё одну комедию — «Хаджи-Ага, киноактер». Эта картина ставила вопрос о призвании в жизни человека. По сюжету молодые люди хотели работать в кино и двигались по направлению к мечте. Однако фильм не получил признания. Оганян сделал эту картину немой, но к моменту выхода фильма в прокат в кино уже пришёл звук. Персидская аудитория так же, как и зрители всего мира, отдала предпочтение звуковому кино.

Всю жизнь Оганян занимался творчеством в самом широком смысле этого слова — увлекался литературой, театром. Мастер не зацикливался на чём-то одном, он был человек-оркестр и реализовал в жизни немало ярких проектов. Самый неожиданный — открытие Оганяном первого иранского полицейского училища. Медицина и изобретательство — ещё две грани его личности.

Жизнь этого необыкновенного человека закончилась трагически. После провала своего второго фильма, режиссёр не смог найти инвестиции для дальнейшей деятельности в сфере кинематографа. Он покинул Иран и продолжил научную карьеру в Калькутте, но и в Индии надолго не задержался, вернулся в Иран.

В 1960 году Ованес Оганян был убит в своем офисе в Тегеране.

Источник

Лента

Рекомендуем посмотреть