Человек, имевший огромный талант и оставивший еще более внушительное наследие: маэстро Арам Карабекян - RadioVan.fm

Онлайн

Человек, имевший огромный талант и оставивший еще более внушительное наследие: маэстро Арам Карабекян

2022-02-09 21:37 , Немного О..., 845

Человек, имевший огромный талант и оставивший еще более внушительное наследие: маэстро Арам Карабекян

Музыка не имеет границ и неподвластна времени. Она затрагивает жизни, формирует историю, соединяет народыи культуры, способствует изменениям в обществе. Истинный носитель этой философии, на протяжении всей своей карьеры маэстро Арам Карабекян часто выступал на концертах под открытым небом, чтобы сделать классическую музыку доступной для всех, включая людей, ограниченных в средствах.

За свою короткую карьеру Карабекян впервые показал миру более чем 40 работ различных авторов. Он воспитывал и обучал музыке молодые таланты. Он также заслужил честь выступать в качестве приглашенного дирижера с оркестрами США, Канады, Великобритании, Германии, Франции, Швейцарии, Греции, Кипра, России, Грузии, Ливана и ОАЭ.

Арам Карабекян родился 7 июля 1955 года в Бостоне и был воспитан в семье обычных рабочих. Его родители эмигрировали в США из Ирана. Осознание того, что музыка для него больше чем хобби привело его к изучению музыки и композиции. Он окончил Нью-Ингландскую консерваторию в Бостоне со степенью магистра компзиции и дирижирования, а дальнейшее образование продолжил по музыкальной феноменологии в университете Майнца в Германии. Маэстро Карабекян учился дирижированию у Франко Феррара в Италии, а в 1979 году стал одним из немногих учеников легендарного Серджиу Челибидаке в Германии. Ему также выпала честь изучать композиторское и дирижерское искусство под руководством Джакоба Дракмена и Леонарда Бернстайна в музыкальном центре Тенглвуда в штате Массачусетс США.

Будучи основателем, художественным руководителем и главным дирижером Бостонского оркестра «SinfoNova» в период с 1983-1991 гг, Арам Карабекян выступал на таких всемирных сценах, как Garnegie Hall в Нью-Йорке, Dorothy Chandler Pavilion в Лос-Анджелесе, Symphony Hall и Jordan Hall в Бостоне, завоевав признание и любовь публики, прежде всего благодаря высокопрофессиональному мастерству дирижера, новаторству в подборе музыкальных программ и блестящему исполнению.

В 1988 г. Арам Карабекян был награжден премией американского Общества Композиторов, Авторов и Издателей (АSCAP) за смелую, оригинальную программу, а за лучшее исполнение, прозвучавшее по Национальному общественному радио Америки, маэстро в 1989 году получил премию Лусиен Валсин.

Выступление в качестве гостя с Украинским Национальным Симфоническим оркестром в 1991 году изменило его жизнь, маэстро стал его художественным консультантом и руководителем. «После ночного концерта Украинского Национального Симфонического оркестра, который состоялся в прошлую пятницу, мы подтверждаем тот факт, что армянин, рожденный в Америке, Арам Карабекян привел наш оркестр к совершенно неузнаваемому музыкальному стандарту», - писали украинские СМИ.

Гарвардская Музыкальная Ассоциация наградила Арама Карабекяна премией «За лучшее исполнение», а со стороны «Boston Globe» исполнительское мастерство маэстро четырежды было признано «лучшим исполнением года».

Но затем он принимает важное решение, изменившее его жизнь: маэстро в 1997 году приезжает на свою Родину, в Армению, чтобы стать художественным руководителем и главным дирижером Национального Камерного Оркестра Армении, образовавшегося в результате слияния двух камерных оркестров: Гос. Ансамбля Армении, оставшегося без художественного руководителя Рубена Агароняна и Ереванского Камерного Оркестра, руководимого Эмином Хачатуряном.

«С давних пор я мечтал о том, чтобы жить и работать в Армении, но и подумать не мог, что однажды эта моя мечта осуществится», - признавался маэстро.

Возглавив оркестр в самое сложное время, Карабекян очень органично вошел в художественную жизнь страны. Несмотря на экономическую ситуацию, оркестр внутренне устоял, избежал повального обезличивания, работал в полную силу, давал концерты, где профессиональный уровень, музыкальная культура, развитие достижений предшественников и своего почерка не оставляли сомнений. За время его руководства Государственный камерный оркестр выступал не только в Ереване, но и в регионах республики, осуществляя широкомасштабную программу, в которой особое место уделялось сочинениям современных армянских авторов, пропаганда творчества которых всегда актуальна.

Очень важным фактором являлось исполнение произведений, основанных на синтезе камерного оркестра и народных инструментов (дудук, зурна, каманча и т.д.). Только за 13 лет работы с оркестром он организовал десятки гастролей за рубежом, во время которых коллектив удостоился высоких похвал самых компетентных специалистов.

Неоднократно проходили гастроли в США (Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Фресно, Нью-Йорк). Судя по прессе, армянские артисты с воодушевлением были приняты в Германии, Лондоне, Женеве, на фестивалях в Кентербери, на Кипре, в Греции, Ливане, Москве, Санкт-Петербурге, Объединенных Арабских Эмиратах. Высокий профессионализм коллектива, оркестровая дисциплина, артистичность исполнения замыслов, а также высокая культура звучания выдвинули его в число лучших камерных оркестров.

Под его руководством оркестр придал новый облик классической музыке в стране, организовывая незабываемые выступления. Один из таких известных перформансов состоял в том, что когда зрители явились на концерт, там для них не обнаружилось ни одного стула, а концерт начался без музыкантов на сцене. Последние принесли свои инструменты и начали играть, двигаясь среди людей, погружаясь в толпу и снова выходя из нее. Таким образом, первое время музыканты и слушатели были на одной «сцене», на одном уровне – все были равны, играя, слушая и чувствуя…

Самым значимым и запоминающимся стал гала-концерт Государственного Камерного Оркестра Армении под управлением маэстро Арама Карабекяна 2 июля 2004 года в храме Гарни.

За выдающийся вклад в культурную жизнь Армении маэстро была вручена почетная медаль им. Мовсеса Хоренаци.

Покинув Армению в 2009 году по ряду причин Арам Карабекян основал в Лос-Анджелесе «Открытый фонд музыкального общества». Посредством фонда организовывались разножанровые концерты, классические, джазовые и т.д. «Цель фонда – отнюдь не выявление молодых талантов в диаспоре, он должен охватить более широкую аудиторию, спектр исполнителей и музыкантов», - говорил Карабекян.

Известный армянский дирижер, обладатель национальных и международных наград и премий Арам Карабекян скончался в январе 2014 года на 59-м году жизни.

В публикации использованы материалы armeniangc.com.

Лента

Рекомендуем посмотреть