История одного шедевра: «Огни большого города» до сих пор считаются вершиной творчества Чарли Чаплина - RadioVan.fm

Онлайн

История одного шедевра: «Огни большого города» до сих пор считаются вершиной творчества Чарли Чаплина  

2022-01-30 19:30 , История Одного Шедевра, 2061

История одного шедевра: «Огни большого города» до сих пор считаются вершиной творчества Чарли Чаплина

30 января 1931 года в Нью-Йорке, в бродвейском кинотеатре «Лос-Анджелес», состоялась премьера фильма Чарли Чаплина «Огни большого города». Лента, ставшая наиболее поэтичным и глубоким выражением сквозной чаплинской темы «маленького человека», повествует о трогательной любви бродяги Чарли к слепой девушке. Восьмой по счету полнометражный фильм Чаплина стал одним из самых популярных в его творческой биографии, а сам актер считал его лучшим своим фильмом, но работа над ним шла долго и тяжело, сопровождаясь сомнениями и трудностями…

«Огни большого города» стали самым сложным и длительным проектом за всю карьеру Чаплина. Работа над лентой началась 31 декабря 1927 года и продолжалась до 22 января 1931 года – более трех лет, из которых собственно съемки заняли 180 дней. Одна только сцена, в которой Маленький Бродяга покупает цветок у слепой девушки, заняла несколько месяцев, за это время было сделано 342 дубля! Чаплин долго не мог найти способ убедительно показать, почему слепая цветочница приняла бродягу за богача. Ни над какой другой из своих лент Чаплин не работал так долго.

Чудо в том, что на фильме все приложенные усилия и все напряжение отразились наилучшим образом. Как писал критик Алистер Кук, фильм, несмотря на все трудности съемок, «подобен воде, с легкостью омывающей гальку».

Сюжет претерпел множество изменений, что довольно типично для Чаплина, который сразу решил, что фильм будет о слепоте. Первой его идеей была история о клоуне, который теряет зрение и пытается скрыть свое увечье от маленькой дочери.

Чарли Чаплин писал в воспоминаниях: «Сюжет фильма мне подсказала история циркового клоуна, потерявшего зрение в результате несчастного случая. У него была маленькая дочка, очень болезненная и нервная, и перед выпиской из больницы врач предупредил его, что он должен скрывать слепоту от дочери до тех пор, пока она достаточно не окрепнет, чтобы вынести этот удар, который будет ей сейчас не по силам. Дома клоун ходил по комнате, спотыкаясь, наталкиваясь на мебель, а девочка весело смеялась. Однако все это было слишком уж сентиментально, и в «Огнях большого города» слепота клоуна перешла к цветочнице».

Следовательно, «Огни» повествуют о слепой девушке, которой Маленький Бродяга кажется романтичным героем, а тот влюбляется в нее и идет на большие жертвы, чтобы найти деньги на ее лечение.

Как только с основным сюжетом все было решено, у Чаплина — что нетипично — сразу же возникло ясное представление о том, как фильм закончится: девушка, чье зрение восстановилось, наконец-то видит, что ее спаситель был не тем, кем она считала. Еще до съемок этой сцены Чаплин предчувствовал, что, если все получится, она будет одной из лучших в его карьере.

Он был прав. Критик Джеймс Эйджи сказал, что финал фильма — «величайший момент актерской игры и вершина киноискусства».

Даже в конце своей жизни Чаплин все еще поражался магии сцены: «Подобное у меня было раз или два… Последняя сцена «Огней большого города»… Я не играю… Просто стою и смотрю с извиняющимся видом… Это прекрасная сцена, прекрасная именно потому, что я не переигрываю».

Роль цветочницы исполнила Вирджиния Черрилл, скоторой Чарли Чаплин познакомился на боксерском матче. Дело в том, что Черрилл была очень близорука и Чаплин, увидев, что ей не удается сфокусировать свой взгляд, решил, что она сможет правдоподобно сыграть слепую. Отношения между создателем фильма и актрисой были очень сложными. После череды конфликтов Чаплин даже уволил Черрилл, решив снять вместо нее Джорджию Хейл, сыгравшую главную героиню в его комедии 1925 года «Золотая лихорадка». Однако когда Чаплин подсчитал, во сколько обойдется пересъемка картины, он попросил Черрилл вернуться на съемочную площадку и даже выполнил ее требование удвоить гонорар.

Совместная работа была действительно непростой. Вирджиния была единственной актрисой, к которой Чаплин не испытывал личной симпатии. 50 лет спустя мисс Черрилл заявила: «Чарли я никогда не нравилась, а мне не нравился он».

Чаплин, безусловно, был суровым и строгим режиссером, но самым требовательным он был по отношению к самому себе. В случае «Огней» он мог, например, вырезать блестяще снятую и сыгранную сцену, если она не вписывалась в фильм. Так, в окончательный монтаж не попал фрагмент, где Бродяга пытается с помощью своей трости вытащить деревяшку из решетки. Ничего особенного, но его сосредоточенность и вызванное его действиями любопытство прохожих делают сцену примером отличной комедии.

Звук появился в кино еще до того, как Чаплин приступил к работе над «Огнями большого города». Техническая революция стала для него гораздо большим вызовом, чем для других звезд немой эпохи. Его Бродяга был универсальным героем, чью пантомиму понимали во всех уголках мира. Но если бы Бродяга заговорил по-английски, его аудитория перестала бы быть всемирной. Более того, возникала проблема с тем, как именно он должен был говорить. У каждого было свое представление голоса Бродяги, которое нельзя было разрушать.

Чаплин подошел к проблеме смело, просто проигнорировав речь и сделав «Огни большого города» немым фильмом, таким же, какие он снимал до этого. Единственной уступкой был синхронизированный музыкальный ряд, а также пара звуковых эффектов (к примеру, звук свистка, что проглатывает Бродяга), но этого было достаточно, чтобы доказать, что Чаплин умеет использовать звук для комедийных целей столь же креативно. До этого он уже уделял большое внимание живому музыкальному сопровождению своих фильмов во время первых их показов. Теперь же он поразил прессу и зрителей целым саундтреком к фильму.

Премьеры «Огней» были одними из самых блистательных, что когда-либо были в киноиндустрии. В Лос-Анджелесе гостем Чаплина был Альберт Эйнштейн; в Лондоне рядом с ним сидел Бернард Шоу. Фильм стал триумфом. Все трудности и тревоги с лихвой окупились, и «Огни большого города» до сих пор считаются вершиной творчества Чаплина.

Альберт Эйнштейн, Чарли Чаплин и Эльза Эйнштейн на премьере «Огней большого города»

Сегодня фильм «Огни большого города» занимает первое место в рейтинге «10 лучших романтических комедий» по версии Американского института кино (AFI). В 1991 году Национальным советом США по сохранности фильмов для хранения картина была включена в Национальный реестр фильмов Библиотеки Конгресса.

Лента

Рекомендуем посмотреть