Знаменитый польский кинорежиссер Ежи Кавалерович наряду с Анджеем Вайдой, Тадеушем Конвицким, Анджеем Мунком в 1950-е годы был одним из создателей «польской киношколы» и прославился фильмами «Мать Иоанна от ангелов», «Поезд», «Фараон» и многими другими.
Родился он 9 января 1922 года в небольшом городке Гвоздец (сегодня Ивано-Франковская область Украины). Говоря о своих армянских корнях, режиссер рассказывал, что всегда знал об этом по семейным традициям и поверьям, а фамилия Кавалерович образована от армянской фамилии Кавалерян.
«Мои предки были армянами. Мои бабушка и дедушка хорошо говорили по-армянски. Они часто пели армянские народные песни», — рассказывал Ежи Кавалерович в одном из своих интервью. Однако умерли они рано, и связь Кавалеровича с армянством прервалась в раннем детстве. Он не помнил, выходцами из каких мест были родители.
Краткая биография
Сразу после Второй мировой войны Кавалерович окончил в Кракове курс киноподготовки в Институте кинематографии, который в то время еще только создавался. В 1946-1948 гг. учился в краковской Академии изящных искусств. Одновременно работал ассистентом режиссера на съемках фильма «Завтра премьера» (картина осталась неоконченной). Был также ассистентом режиссера на съемках картин «Запрещенные песенки», «Последний этап», «Ночной взрыв» (оригинальное название «Стальные сердца») и «Чертово ущелье».
Режиссерский дебют Кавалеровича состоялся в 1951 году. В 1955 году он стал художественным руководителем кинообъединения «Кадр». Был и одним из основателей и первым председателем Союза польских кинематографистов. В 1983 году вошел в состав Национального совета Патриотического движения национального спасения (ПРОН). В 1985-1989 гг. был депутатом Сейма, в 1983-1986 гг. — председателем парламентской группы по делам кинематографии. С 1980 года преподавал в Государственной высшей школе кино, телевидения и театра в Лодзи.
В 1954 и 1959 гг. награжден Кавалерским крестом Возрождения Польши. В 1975 году получил специальный приз «Золотая гроздь» за верность историческим данным и за красоту изображения исторических событий в фильмах «Фараон», «Мать Иоанна от ангелов» и «Целлюлоза» (в советском прокате — также «Дороги жизни»). В 1975 году был награжден орденом Трудового знамени I степени по случаю 30-летия кинематографии в Народной Польше.
В октябре 1998 года на Аллее звезд в Лодзи была открыта звезда Ежи Кавалеровича на улице Пётровской. На Фестивале звезд в г. Мендзыздрое режиссер оставил отпечаток своей ладони на Променаде звезд (2001 год). Получил степени почетного доктора: в 1998 году — Университета Париж III — новой Сорбонны, а в 2000 году — Государственной высшей школы кино, телевидения и театра в Лодзи.
Ежи Кавалерович скончался 27 декабря 2007 года в Варшаве.
Творчество
Первые фильмы Кавалеровича причисляли к жанру неореализма. Этот стиль режиссер использовал главным образом для поэтизации не слишком интересной реальности, в которых происходило действие его фильмов. В те годы Кавалерович был признан зорким наблюдателем действительности и портретистом аутентичных социальных типов. Уже тогда критики обратили внимание на редкое эстетическое чутье режиссера.
«Я всегда искал универсальные темы, — говорил о своем творчестве Кавалерович. — Я не люблю сиюминутности в искусстве».
Большинство фильмов Кавалеровича — это экранизации литературных произведений, в которых просматривается творческая индивидуальность режиссера. Его называли режиссером-эпиком, реконструктором уже несуществующих миров.
Самыми нашумевшими его работами считают «Мать Иоанна от ангелов» (1961) о запретной любви священника Юзефа и настоятельницы монастыря: представители Католической Церкви даже запретили смотреть картину, как смертельный грех, трагическую сагу «Аустерия» (1983), в сюжет которой легли воспоминания режиссера о своем родном городе, где в первые дни войны в пригородной аустерии на окраине галицийского местечка в Австро-Венгрии ищут спасения от русских казаков местные евреи.
Кадр из фильма «Мать Иоанна от ангелов»
В СССР всенародная известность к Кавалеровичу пришла после успеха фильма «Фараон» (1966), хотя последующие картины режиссера долгое время были недоступны для советского зрителя. «Фараон» Кавалеровича вошёл в конкурсную программу Каннского кинофестиваля 1966 года, а в 1967 году номинировался на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».
Кадр из фильма «Фараон»
Последней работой кинорежиссера стал фильм «Камо грядеши?» (2001) – экранизация романа польского писателя Генриха Сенкевича. Оставаясь верным букве романа, Кавалерович создает масштабное произведение, посвященное теме возникновения христианства в Древнем Риме.
Кадр из фильма «Камо грядеши?»
P.S.
В конце 1970-ых годов Кавалерович впервые посетил родину предков. Сопровождавшие режиссера в Армении рассказывают, что Кавалерович знал все значимые события истории армянского народа и был прекрасно осведомлен о Геноциде армян 1915 года.
«У меня такое чувство, что все это со мной уже было. Все это мне было знакомо… Это, наверное, воспоминания моих генов», — сказал режиссер после поездки по Армении.