Невежды презирают науку, необразованные люди восхищаются ею, тогда как мудрецы пользуются ею: философ Фрэнсис Бэкон, убежденный в силе знания - RadioVan.fm

Онлайн

Невежды презирают науку, необразованные люди восхищаются ею, тогда как мудрецы пользуются ею: философ Фрэнсис Бэкон, убежденный в силе знания

2022-01-22 20:52 , Немного О..., 527

Невежды презирают науку, необразованные люди восхищаются ею, тогда как мудрецы пользуются ею: философ Фрэнсис Бэкон, убежденный в силе знания

Английский философ Фрэнсис Бэкон является автором знаменитых высказываний, которые звучат абсолютно современно, несмотря на 400 с лишним лет, отделяющих нас во времени от Бэкона.

Фрэнсис Бэкон, родоначальник английского материализма и методологии опытной науки, родился в Лондоне 22 января 1561 года, был младшим сыном в семье сэра Николаса Бэкона, лорда-хранителя Большой государственной печати.

Учился в Тринити-колледже Кембриджского университета в течение двух лет, затем три года провел во Франции в свите английского посла. Он начал свою профессиональную жизнь как юрист, но позже стал широко известен как адвокат-философ и защитник научной революции.

Фрэнсис Бэкон в возрасте 18 лет

С 20 лет Бэкон заседал в парламенте, с 1617 года был лорд-хранителем Большой печати, затем лорд-канцлером и пэром Англии. Однако, в 1621 году по обвинению во взяточничестве его привлекли к суду, который приговорил Бэкона к заключению в Тауэр, выплате 40 тысяч фунтов штрафа, а также лишил его права занимать государственные должности, участвовать в заседаниях парламента и быть при дворе.

Лишь заступничество короля Якова I спасло Бэкона от тюрьмы. За свои заслуги он был помилован и освобожден от штрафа. Но вот с государственной деятельностью ему пришлось проститься. Он удалился в своё поместье и последние годы жизни посвятил исключительно научной и литературной работе.

Его труды являются основанием и популяризацией индуктивной методологии научного исследования, часто называемой методом Бэкона.

Свой подход к проблемам науки Бэкон изложил в трактате «Новый органон», вышедшем еще в 1620 году. В этом трактате он провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой. Индукция получает знание из окружающего мира через эксперимент, наблюдение и проверку гипотез. В контексте своего времени такие методы использовались алхимиками.

Фрэнсис Бэкон на портрете кисти Д. Вандербанка

Великое достоинство науки Бэкон считал почти самоочевидным и выразил это в своём знаменитом афоризме «Знание – сила». Предназначение науки по мнению Бэкона в том, чтобы умножать силу и могущество людей, обеспечивать им богатую и достойную жизнь. Но Бэкон указывал и на плачевное состояние науки. До сих пор, говорил Бэкон, открытия делались случайно, не методически. Их было бы гораздо больше, если бы исследователи были вооружены правильным методом. Метод – это путь, главное средство исследования. Даже хромой, идущий по дороге, обгонит нормального человека, бегущего по бездорожью.

Он вооружил естествознание двумя средствами исследования: перечислением и исключением. Причем главное значение имеют именно исключения. С помощью своего метода он, например, установил, что «формой» теплоты является движение мельчайших частиц тела. В своей теории познания Бэкон неукоснительно проводил мысль о том, что истинное знание вытекает из опыта. Такая философская позиция называется эмпиризмом. Бэкон и был не только основоположником, но и самым последовательным эмпириком.

Умер Фрэнсис Бэкон в Хайгейте близ Лондона 9 апреля 1626 года.

Статуя Бэкона в часовне Тринити-колледжа

Наиболее знаменитые высказывания философа Фрэнсиса Бэкона

    ◆ Во все века естественная философия встречала докучливого и тягостного противника, а именно, суеверие и слепое, неумеренное религиозное рвение.

    ◆ В той же мере, в которой людям следует бояться злого языка остроумца, остроумец должен бояться людской памяти.

    ◆ Возможность украсть порождает вора.

    ◆ Гений, дух и характер народа проявляются в его пословицах.

    ◆ Длинные речи продвигают дела настолько же, насколько платье со шлейфом помогает ходьбе.

    ◆ Друзья - воры времени.

    ◆ Добродетель и мудрость без знания правил поведения подобны иностранным языкам, потому что их в таком случае обычно не понимают.

    ◆ Если проявлять слишком большие старания в манерах, то они потеряют свое изящество, которое должно быть естественным и непринужденным.

    ◆ Истина - дочь времени, а не авторитета.

    ◆ Кто ищет одних лишь верных прибылей, вряд ли станет очень богат; а кто вкладывает все имущество в рискованные предприятия, зачастую разоряется и впадает в нищету; поэтому, надлежит сочетать риск с известным обеспечением на случай убытков.

    ◆ Кто стремится занять почетное место среди людей способных, ставит себе трудную задачу, но всегда это на благо обществу; а вот кто замышляет быть единственной фигурой среди пешек, тот — позор для своего времени.

    ◆ Лесть есть род дудки, которой приманивают птиц, подражая их голосу.

    ◆ Любить и одновременно быть мудрым - невозможно.

    ◆ Любовь к родине начинается с семьи.

    ◆ Манеры выказывают нравы подобно тому, как платье обнаруживает талию.

    ◆ Молчание – добродетель дураков.

    ◆ Невежды презирают науку, необразованные люди восхищаются ею, тогда как мудрецы пользуются ею.

    ◆ Нередко шутка служит проводником такой истины, которая не достигла бы цели без ее помощи.

    ◆ Нужно остерегаться того, чтобы быть слишком изощренным в любезностях; ибо даже если у вас не будет других недостатков, ваши завистники, безусловно, припишут вам это в качестве недостатка в ущерб вашим другим, более важным, добродетелям.

    ◆ Правила поведения — это перевод добродетели на общедоступный язык.

    ◆ Процветание раскрывает наши пороки, а бедствия — наши добродетели.

    ◆ Славолюбивый человек служит игрушкой для умных, кумиром для глупцов, добычей для паразитов и рабом для собственного тщеславия.

    ◆ Следует стремиться к знанию не ради споров, не для презрения других, не ради выгоды, славы, власти или других целей, а ради того, чтобы быть полезным в жизни.

    ◆ Такое странное желание - обрести власть и расстаться со свободой.

    ◆ Тот, кто замышляет месть, растравляет свои раны, которые иначе уже давно бы исцелились и зажили. Поистине, совершая месть, человек становится вровень со своим врагом, а прощая врага, он превосходит его.

    ◆ Человек и впрямь похож на обезьяну: чем выше он залезает, тем сильнее он демонстрирует свой зад.

    ◆ Читай не затем, чтобы противоречить и опровергать, не затем, чтобы принимать на веру, и не затем, чтобы найти предмет для беседы, а для того, чтобы мыслить и рассуждать.

    ◆ Чрезмерная откровенность столь же неблагоприлична, как совершенная нагота.

Лента

Рекомендуем посмотреть