Более века назад, когда армянский народ переживал одно из самых мрачных времен своей истории, армянские женщины объединились и взяли на себя миссию по воспитанию и опеке детей. Тогда они смело говорили о женских проблемах, создавали свои газеты и журналы, боролись за образование девочек, призывали к различным действиям и заботились о тысячах сирот. Среди таких женщин была писательница, поэтесса, эссеист и общественный деятель Заруи Калемкарян. Популярную писательницу, некогда широко известную в армянских общинах по всему миру, сейчас помнят, к сожалению, лишь немногие.
Заруи Калемкарян (Сеферян при рождении) родилась 18 июля 1874 года в восточной части Константинополя в семье Ашота Сеферяна и Берузе Темирджипашян. Будучи одной из первых армянских писательниц-феминисток, Заруи после себя оставила богатое наследие из статей, эссе, мемуаров и стихотворений.
Заруи Калемкарян. 1890-е
В семь лет Заруи Калемкарян поступила в школу Agha Taii, а затем продолжила свое образование в Арамейском колледже в Константинополе, который сыграл решающую роль в развитии писательницы. В своих мемуарах «Gyankis Jampen» («Путь моей жизни») она писала, что Арамейский колледж стал для нее вторым домом. Именно там Калемкарян начала проявлять определенный интерес к литературе и написала свои самые первые короткие стихотворения. Заруи выросла в интеллектуальной среде. Она была племянницей известного армянского писателя Егии Темирджипашяна, который оказал значительное влияние на ее становление как писательницы и общественного деятеля. В начале 1890-х годов Заруи Калемкарян опубликовала свои произведения в ряде газет, в том числе в «Манзуме Эткьяр» и «Визандион», под псевдонимом Эвтерпа (муза поэзии и музыки в греческой мифологии). Кроме того, в период с 1892 по 1894 год она выпустила три сборника стихотворений под названием «Нвагн Евтерпя» («Песня Эвтерпы»), «Мрмундж» («Шепот») и «Зартонк» («Пробуждение»).
Заруи сильно вдохновлялась французской литературой, поэтому неудивительно, что главными темами ее поэзии стали любовь, человеческая трагедия и социальное неравенство. Однако эти мотивы не очень нравились местной интеллигенции, в которой преобладали мужчины. В своей статье «Армянское женское письмо в Османской империи конца XIX – начала XX веков» доктор Асмик Халапян упоминает, что в конце XIX столетия национальная идентичность, культура, семья, а также образование были наиболее важными вопросами, обсуждаемыми в армянском обществе, и Заруи Калемкарян не оставалась в стороне. После публикации ее первой книги стихов редактор издания «Визандион» Бьюзанд Кечян посоветовал поэтессе сосредоточиться на самых важных аспектах жизни женщины – семье и детях, вместо того, чтобы писать о цветах, морях и птицах.
«Он говорил мне, чтобы я писала о роли женщины в домашнем хозяйстве и о непосредственных аспектах, которые вдохновляют семейное счастье – женская улыбка, очарование, доброта, жертвенность, любовь. Кечян сказал мне посвятить себя статьям про семейный очаг», – говорила Калемкарян, которая из-за безжалостной критики общества не могла свободно выражаться в своих заметках.
В начале XX века в Константинопольской прессе появлялось все больше изданий и тем, посвященных женщинам. Получив новые независимые платформы для свободного выражения своих идей, начинающие армянские писательницы начали активнее говорить о феминизме, правах женщин и независимости. Наряду с такими писательницами, как Айкануш Марк и Анайис, Заруи Калемкарян была одной из самых популярных активисток. Она стала первой женщиной в Константинополе, которая создала женский раздел в одной из наиболее известных ежедневных газет.
Заруи Калемкарян. 1900-е
Тем не менее карьера писателя в то время – непростой путь для женщины: из-за консервативных взглядов и предрассудков в обществе Заруи Калемкарян постоянно сталкивалась с препятствиями. Она получала приличную зарплату, работая в периодическом издании, что было довольно редким явлением для женщин того времени. Правда, семья поэтессы не радовалась этому факту.
«Поскольку я была из богатой семьи, мои родители не хотели мириться с тем фактом, что я зарабатывала деньги сама. Моя мать, которая была попечителем Национальной больницы, тратила мою зарплату на покупку конфет и сладостей для пациентов», – говорила писательница.
Продолжение следует…