Мария Гулегина — одна из известнейших певиц мира. Ее называют «русской Золушкой», «русским сопрано с вердиевской музыкой в крови» и «вокальным чудом». Мария Гулегина особенно прославилась исполнением партии Тоски в одноименной опере. Кроме того, ее репертуар включает главные партии в операх «Аида», «Манон Леско», «Норма», «Федора», «Турандот», «Адриенна Лекуврер», а также партии Абигайль в «Набукко», Леди Макбет в «Макбете», Виолетты в «Травиате», Леоноры в «Трубадуре», «Оберто, графе ди Сан-Бонифачо» и «Силе судьбы», Эльвиры в «Эрнани», Елизаветы в «Дон Карлосе», Амелии в «Симоне Бокканегре» и «Бале-маскараде», Лукреции в «Двое Фоскари», Дездемоны в «Отелло», Сантуццы в «Сельской чести», Маддалены в «Андре Шенье», Лизы в «Пиковой даме», Одабеллы в «Аттиле» и многие другие.
Мария Гулегина — лауреат многочисленных премий и наград, включая премию Джованни Дзанателло за дебют на сцене Арена ди Верона, премию им. В. Беллини, премию города Милан «За развитие оперного искусства в мире». Певица также удостоена Золотой медали Марии Дзамбони и Золотой медали фестиваля в Осаке. За свою общественную деятельность Мария Гулегина удостоена Ордена св. Ольги — высшей награды Русской Православной Церкви, которая была вручена ей Патриархом Алексием II. Мария Гулегина является почетным членом Международного параолимпийского комитета и послом доброй воли в ЮНИСЕФ.
Но несмотря на то, что певица стала всемирно известной под именем Мария Гулегина, она при каждой возможности упоминает о своем армянском происхождении. Ee предки родом из Эрзурума и Вана. Бабушка, Мария Мартиросовна Гядукян и дед, Мкртыч Егишеевич Мейтарджян, – во время Геноцида армян были еще детьми. Спасаясь от резни, их семьи бежали в регион Джавахк (ныне территория Грузии), бывший в то время частью Российской Империи.
Спустя годы Мейтарджяны переехали в Одессу, где и родилась Мария. Однако своей родиной Гулегина считает именно Ахалцихе, где прошло ее детство.
По окончанию школы Мария поступила в Одесскую консерваторию, но почти сразу же вышла замуж за джавахетского армянина (взяв его фамилию — Мурадян) и переехала жить в Ахалцихе. Так начинающая оперная певица стала обычной армянской домохозяйкой. Свекровь внушала невестке, что место женщины — не на сцене, а на кухне и в огороде.
«Утро начиналось с того, что я кормила кур и поливала огород, – позже рассказывала Гулегина. – Моя свекровь говорила, что место женщины не на сцене, а на кухне и в огороде. Но мне было трудно с этим смириться. И однажды я решила, что просто не имею права губить свой талант. Ведь нас – армян – так мало. Представьте, что произойдет, если каждый талантливый армянин будет кормить кур вместо того, чтобы работать над собой?».
Однако стремление к оперному пению взяло верх, и Мария с маленькой дочерью Натальей оставила мужа и вернулась в Одессу.
Там она продолжила обучение в консерватории и вышла замуж второй раз — за молодого преподавателя фортепиано Марка Гулегина. В процессе обучения голос Марии менялся: из контральто он превратился в меццо-сопрано, а затем — в драматическое сопрано, что позднее весьма расширило её исполнительский диапазон.
Стоит отметить, что головокружительный успех достался Гулегиной в результате упорного труда. А преодолевать испытания ей приходилось с самого детства. Мария родилась с пороком сердца, у нее были слабые ноги. Еще в роддоме врачи предлагали матери отказаться от новорожденной девочки. Однако родители, и особенно мать Марии, вместе с врачом-профессором, сделали все возможное и невозможное, чтобы в буквальном смысле слова поставить ребенка на ноги. Ортопеды прописали особый вид массажа с жесткими растяжками. Эта процедура была невероятно болезненной. Маленькая Мария кричала так, что ее слышала вся улица.
«Голос у меня проявился благодаря боли. Именно крик позволил моим голосовым связкам развиться», – говорит Гулегина.
Настойчивость родителей дала плоды: уже в четыре года девочка самостоятельно стояла на ногах. А еще через пару лет даже танцевала. У нее была мечта – стать балериной.
«Папа скорее покончил бы жизнь самоубийством, чем позволил мне учиться в балетной школе, – вспоминает Мария Гулегина. – Он считал, что армянской девушке негоже задирать ноги в присутствии мужчин». А вот против вокала Агас Мейтарджян ничего не имел, так как и сам отлично пел. Более того, он был одним из первых, кто заметил талант дочери.
Своим главным наставником Гулегина называет Евгения Иванова, приверженца старой итальянской школы:
«Я могла бы успеть гораздо больше, если бы занималась с ним с самого начала. Об этом я жалею больше всего Он — великий педагог, его ученики поют по всему миру. В Союзе как: если тебя определили в какой-нибудь класс, то ты уже как бы крепостная. Уйти к другому педагогу нельзя: считается изменой, предательством. А найти своего учителя очень трудно, и большое счастье, если находишь».
Оценив широкие возможности голоса молодой певицы и ее трудолюбие, Иванов посоветовал Марии стать драматическим сопрано: «Тогда ты сможешь петь все». После окончания консерватории он направил молодую певицу в Белорусский театр оперы и балета.
Так, профессиональная карьера Марии Гулегиной началась в Минском государственном оперном театре, где она проработала шесть лет. Первая значительная награда – приз имени Глинки – досталась Гулегиной в 1984-ом. Двумя годами позже она была удостоена премии на Международном конкурсе имени Чайковского. А затем награды посыпались со всех сторон. В 1987 году она получила приглашение из Италии, и исполнила сольные партии в театре Ла Скала вместе с Лучано Паваротти. Сильный, теплый и энергичный голос певицы и ее выдающиеся актерские способности сделали ее желанной гостьей на самых знаменитых сценах мира.
Джеймс Ливайн, Мариа Гулегина и Лучано Паваротти. Опера «Тоска».
Между тем, успех Гулегиной как в СССР, так и на Западе вызвал нешуточные страсти в закулисье Белорусской оперы. А кроме этого молодая певица упрямо настаивала на том, что оперные партии нужно исполнять на языке оригинала, что в Советском Союзе расценивалось как пропаганда западной культуры.
«Мне грозили прикрыть карьеру, я очень тяжело это переживала. «Она зазналась, она хочет петь на итальянском, она не хочет петь на русском, не хочет петь для нашего зрителя!». Обо мне говорили, что я чуть ли не враг народа. Кстати, сейчас все поют на языке оригинала: когда прошли первые гастроли Минского театра то ли в Польше, то ли где-то еще, зам. министра культуры Белоруссии поднял тост за Гулегину, потому что именно она настояла, что нужно петь именно так», - рассказывала примадонна в одном из интервью.
После коллективного письма ее коллег в ЦК Компартии Белоруссии, Гулегиной сократили репертуар на белорусской сцене и запретили зарубежные гастроли.Неудивительно, что, получив приглашение оперного театра испанского города Овьедо в 1989 году, Гулегина, не задумываясь, решила покинуть страну.
«Я взяла ноты, диск с записями Рахманинова в его же исполнении, записи Талькова и Горовица, за 5 дней выучила «Аиду» на итальянском и сбежала», – вспоминает Гулегина. Молодая талантливая певица привлекла внимание лучших театров Европы. Контракты подписывались один за другим.
После дебюта в Метрополитен-опера, где она приняла участие в новой постановке «Андре Шенье» с Лучано Паваротти (1991), Гулегина более 130 раз выходила на ее сцену, в том числе в спектаклях «Тоска», «Аида», «Норма», «Адриенна Лекуврер», «Сельская честь» (Сантуцца), «Набукко» (Абигайль), «Пиковая дама» (Лиза), «Хитрец, или Легенда о том, как спящий проснулся» (Долли), «Плащ» (Жоржетта) и «Макбет» (Леди Макбет).
В 1991 году Мария Гулегина дебютировала в Венской государственной опере в «Андре Шенье», а также исполнила на сцене театра партии Лизы в «Пиковой даме», Тоски в «Тоске», Аиды в «Аиде», Эльвиры в «Эрнани», Леди Макбет в «Макбете», Леоноры в «Трубадуре» и Абигайль в «Набукко».
Пласидо Доминго и Мария Гулегина во время исполнения оперы Чилеа «Адриана Лекуврёр»
В 1996 году Мария Гулегина дебютировала на сцене театра Арена ди Верона в роли Абигайль («Набукко»), за что была награждена премией Джованни Дзанателло за выдающийся дебют. Позднее певица неоднократно выступала в этом театре. В 1997 году Мария Гулегина дебютировала в Опера де Пари в партии Тоски в одноименной опере, а затем выступила в этом театре в партиях Леди Макбет в «Макбете», Абигайль в «Набукко» и Одабеллы в «Аттиле».
Ее голос имеет такой диапазон и такую мощь, что микрофоны не выдерживают во время записи. «Голос – моя душа, моя жизнь», – говорит примадонна.
Мария Гулегина выступала с сольными концертами по всему миру, включая театр Ла Скала, Театро Лисеу, Вигмор-холл, Сантори-холл, Мариинский театр, а также крупнейшие концертные залы Лилля, Сан-Паоло, Осаки, Киото, Гонконга, Рима и Москвы.
«Я выросла на мелодиях Комитаса и песнях Саят-Новы. Дедушка Мкртыч и бабушка Мано привили мне большую любовь к армянской музыке. Я вообще люблю все армянское и обижаюсь, когда во мне не признают армянку», – говорит певица. А ведь она вполне могла не считать себя армянкой. По матери Гулегина – еврейка, родилась в Украине, живет в Европе и выступает по всему миру. Такие люди обычно становятся космополитами, но только не Мария.
«Для меня очень важно мое происхождение. Во мне течет кровь двух талантливых народов, переживших Геноцид. Я предана своим корням и горжусь ими».
Всемирно известная певица признается, что совершила ошибку, когда сменила свою армянскую фамилию на фамилию мужа. «Будь я умнее, не сделала бы такого. Ну и что, что европейцам трудно произнести Мейтарджян? Это их проблема, а не моя. Уже будучи известной певицей, я всерьез задумывалась о том, чтоб вернуть армянскую фамилию, но агенты меня отговорили. И все равно в интервью я часто отмечаю, что моя настоящая фамилия Мейтарджян и что предки мои из Эрзурума и Вана».
Мария Гулегина на ереванской сцене, апрель 2015 г.
В 2009 году распался многолетний брак Марии и Марка Гулегиных, и сама певица утверждала, что счастливой в своей семейной жизни она никогда не была. В 2010 году она обвенчалась в армянской церкви Нью-Йорка с бывшим чемпионом Европы по греко-римской борьбе, а ныне тренером Вячеславом Мкртычевым. Как-то на вопрос журналиста о том, как же уживаются опера и борьба, певица с присущим ей юмором ответила:
«Прекрасно. Он как-то говорит, «Я зайду к тебе в атракте». А я отвечаю – «А как бы ты среагировал, если бы к твоему бойцу между раундами жена пришла»?
В публикации использованы материалы auroraprize, meloman.ru, belcanto.