Григор Егиазарян – армянский советский композитор и педагог, народный артист СССР, создавший легендарные произведения к балетным и симфоническим постановкам и спектаклям. Кроме того, он также проработал актёром и снялся в двух фильмах («Курды-езиды» и «Алмаст»).
Список произведений Егиазаряна скромен, но это компенсируется тем своеобразием и тем качеством, благодаря которым открылись новые пути в национальном искусстве Армении и благодаря которым обогатилась армянская профессиональная музыка. Художественный мир композитора разнообразен, но, тем не менее, национален. Главной темой Егиазаряна стало тяжелое, но героическое прошлое своего народа, о котором он размышляет посредством мифического и эпического повествования, постоянно видя свой народ в тесном контакте с родной природой. Большое место в творчестве музыканта занимают различные проявления природы.
Григор Егиазарян родился в селе Блур уезда Сурмалу (Эриванская губерния), а позже вместе со своей многочисленной семьей переехал в Ереван. В раннем 9-летнем возрасте, в 1918-1920 годах он потерял всех близких и осиротел. В подростковом возрасте Егиазарян ушёл на военную службу. Композитор около семи лет был трубадуром военного оркестра. Благодаря ежедневным занятиям он стремился специализироваться в области музыки. Будущий композитор сначала изучал теорию музыки в музыкальном училище при Московской консерватории, затем в классе композиции. В 1935 году Егиазарян окончил Московскую консерваторию, где учился у российского композитора и педагога Николая Мясковского. Именно там он приобрел фундаментальные теоретические и практические знания. После окончания консерватории композитор переехал в Ленинакан, где сотрудничал с коллективом драматического театра им. Мравяна. Здесь он написал музыку для различных спектаклей – от Уилияма Шекспира до пьес молодых армянских драматургов. Театр открыл перед музыкантом широкую творческое поле. Также в Ленинакане у Григора Егиазаряна проявилась еще одна способность в сфере деятельности – педагогика.
Григор Егиазарян (слева) с Александром Ачемяном и Эдуардом Мирзояном
В 1938 году композитор переехал в Ереван. В эти годы он продолжал свою творческую карьеру, писал музыку для Ленинаканского и Ереванского художественных театров. Параллельно с творческой работой он развивал педагогическую деятельность в музыкальном училище имени Романоса Меликяна и Ереванской консерватории. Сначала руководил «Аранжированием», а с 1948 года – направлением «Творчество». С 1948 года композитор начал преподавать в Ереванской государственной консерватории им. Комитаса (и становится профессором консерватории с 1959 года). С 1954 Егиазарян вступил в должность ректора Ереванской государственной консерватории им. Комитаса.
Искусству Григория Егиазаряна характерны идеологическая насыщенность, эпический дух, творческое применение народных песен в своих работах. В фортепианных пьесах, написанных им в студенческие годы, была общая «восточная» направленность. В этот сложный период поисков своего «я» и «своей Армении» на Востоке для композитора стали надежным путеводителем произведения Комитаса. В ранних работах композитора явно проявлялось мастерство владения симфоническим оркестром, у Егиазаряна уже тогда появился собственный инструментальный стиль изложения музыки. В период Великой Отечественной войны родилась симфоническая поэма «Айастан» – первое крупномасштабное произведение композитора, которое стало символом серьезных достижений в национальной симфонической музыке 40-х годов. На конкурсе, посвященном 25-летию революции, симфоническая поэма «Айастан» удостоилась первой премии. А из новых творческих достижений 50-х годов особенно важны были симфоническая картина «Аревацагин» и балет «Севан».
Это было воплощение давней мечты Егиазаряна о создании музыкально-театрального дела. Несколько лет продолжалась работа композитора по созданию композиции «Раздан». В ней программная основа была более определенной и четкой. В основе произведения была заложена поэма Ованеса Шираза «Раздан». Произведение поэта послужило мощным художественным вдохновением для создания крупномасштабной симфонической композиции.
Григор Егиазарян (слева), Алан Хованнес (справа)
Егиазарян вдохновлялся творческими принципами Александра Спендиаряна, Романоса Меликяна, но больше всего – Комитаса. Ему близко и искусство классиков русской музыки. Композитору особенно близки такие проявления, как изобразительность, выразительный и гибкий музыкальный язык. Собственная художественная позиция, самостоятельный эстетический взгляд на художественные ценности дали возможность создать национальный мир, имеющий свой собственный облик.