Традиция дарить красочные открытки на Новый год практически осталась в прошлом, и сейчас трудно представить, что еще несколько десятилетий назад они были едва ли не главным, а порой и единственным подарком. Праздничные советские иллюстрации смело можно назвать отдельным видом искусства, ведь нередко к их созданию были причастны именитые художники, в том числе и армянские.
Новогодние открытки в России появились еще в конце XIX века, однако после Октябрьской революции они практически перестали выпускаться: Новый год – пережиток буржуазного прошлого. Все изменилось в годы Великой Отечественной войны: открытки отправляли на фронт для поддержания боевого духа солдат. В декабре 1941 года издательство «Искусство» даже выпустило отдельную серию.
Новогодние открытки советского периода работы Патвакана Григорьянца
После войны открытки вновь ненадолго исчезли: их производство возобновилось в 1953 году. Был налажен массовый выпуск, иллюстрации рисовали лучшие художники СССР. Открытки стали по-настоящему праздничными, яркими. Расцветом считаются 1960-е годы: сюжеты стали более разнообразными, появилось фольгирование и тиснение. В 1980-е иллюстрации постепенно вытеснила фотография – чаще всего изображались елочные игрушки и зимние пейзажи; художественных открыток становилось все меньше. А к концу 1990-х традиция дарить бумажные открытки и вовсе стала отмирать.
Рисовал новогодние открытки знаменитый художник и график Патвакан Григорьянц. В 1940-е мастер создавал плакаты и афиши художественных выставок. Известен он и своими зарисовками восстановления Ленинграда, оформлением книги «900 дней блокады» и многими другими работами.
А в 1960-1990-е советский гражданин мог в качестве поздравления получить открытку еще одного армянского иллюстратора – Рафаэла Достяна. За несколько десятилетий художник создал действительно огромное количество открыток, некоторые из которых наверняка до сих пор хранятся у кого-то из наших читателей.
Новогодние открытки советского периода работы Рафаэля Достяна