Рождество Христово в армянских миниатюрах - RadioVan.fm

Онлайн

Рождество Христово в армянских миниатюрах

2021-12-26 22:53 , Минутка истории, 1566

Рождество Христово в армянских миниатюрах

Рождество в Армении празднуется 6 января — на один день раньше, чем в России, и это объясняется тем, что еще до V века Рождество Христово и Крещение во многих христианских странах традиционно отмечалось в одно и то же время — в ночь с 5 на 6 января. Но в дальнейшем некоторые Церкви изменили эту традицию, разделив во времени два великих евангельских события. Так были учреждены два отдельных праздника. Однако Армянская Церковь сохранила старинный обычай и отмечает оба праздника в один день.

Наутро, 6 января, армяне посещают рождественскую службу и приступают к Причастию, а после Литургии священники служат молебен Великого освящения воды в память о Крещении Спасителя в реке Иордан. Вода освящается Священным писанием, крестом и миром, после чего прихожане набирают крещенскую воду домой.

Рождество в манускриптах

Иконопись в армянском религиозном искусстве не очень распространена, зато традиция живописи миниатюр развивалась со времени раннего Средневековья.

Иконография Рождества Христова и Крещения разделена и практически не изображается в армянских манускриптах на одном листе. Самые первые рождественские сюжеты восходят к иконографии Подношения волхвов — наиболее ранние образцы встречаются в христианском искусстве еще со II–III веков от РХ в римской катакомбной живописи и пластике саркофагов.

Древнейшее известное изображение Богородицы с младенцем Иисусом. II век, Катакомбы Присциллы, Рим

Для такого типа сюжетов характерно изображение Божией Матери на троне с Младенцем и волхвов с дарами. Чаще всего волхвы показаны в динамике так называемого шествия — композиции, характерной еще шумерскому и древнеегипетскому искусству. Однако со временем композиция видоизменялась и усложнялась. Так, например, в миниатюре Поклонение волхвов из «Эчмиадзинского Евангелия» VI–VII века волхвы не выстроились архаично в ряд, а окружают трон слева и справа.

Миниатюра Поклонение волхвов. «Эчмиадзинское Евангелие» VI–VII века

Все герои на этой миниатюре развернуты лицом к зрителю, за исключением одной фигуры — бородатого волхва, лицо которого миниатюрист изобразил в пол-оборота — как в шумерских и урартийских шествиях. Интересно то, как написан трон, на котором восседает Богородица. Он расположен в нише античного типа. Над головой Девы морская раковина моллюска, что отсылает нас через этот символ к зарождению жизни. Позже раковина станет частью архитектурного алтарного перекрытия в храмах — конхи.

Торос Рослин «Рождество Христово»

Этот же сюжет Поклонения волхвов обыгрывает и Торос Рослин — знаменитый армянский миниатюрист XIII века из скриптория монастыря Ромкла. При сохранении иконографичеких принципов, эта миниатюра не выглядит плоскостно и отличается от тяготеющих к более архаичным типам живописи «Эчмиадзинского Евангелия». Это объемность фигур, динамичность и органичность поз и свобода их расположения в достаточно сжатом пространстве рукописного листа, куда Торос Рослин включил и Ангела, и Иосифа Обручника, и троих волхвов во фригийских колпачках.

Обращает на себя внимание тонкость прорисовок деталей, яркость красок и золотносность фона — фирменные «знаки» Тороса Рослина. Тщательно прописывал армянский миниатюрист и лица, каждому придавая индивидуальное выражение, — мы видим удивление у Иосифа, священный трепет у волховов, возвышенную одухотворенность у Ангела.

Другой тип рождественских сюжетов охватывает полный цикл событий чудесного появления на свет Младенца. Приведем в качестве примера миниатюру все того же Тороса Рослина из «Малатинского Евангелия» XIII века. По композиции она похожа на византийские иллюминации.

Торос Рослин «Рождество Христово»

Рослин делит лист Евангелия на три регистра. В среднем — показана пещера и отдыхающая после родов Богородица на красном покрывале. Чуть выше — ясли с Младенцем, в которые заглядывают бычок и ослик, упоминаемые в священных текстах. Из верхнего региста — с небес на Младенца нисходит луч — это спускается звезда, а в светоносном потоке Святой Дух в виде белой птицы. Ангелы славят народившегося Христа, волхвы, а вслед за ними и пастухи, подносят дары. А в самом нижнем регистре одна повитуха омывает новорожденного, а вторая наливает в чан из кувшина воду.

В нижнем левом углу миниатюры на камне сидит озадаченный Иосиф, обдумывающий происшедшее. А в правом нижнем углу — стадо овец. Это могут быть как овцы пастухов, так и будущая паства Спасителя.

В армянском искусстве иллюминации есть и другие школы и способы изображения — от пышных и торжественных миниатюр, до более минималистичных и повседневных. Но это тема для другого исследования.

Заглавная иллюстрация: Евангелие 1033 г. Поклонение волхвов

Источник

Лента

Рекомендуем посмотреть