Страницы из истории живописи: какими символами «кодировали» художники время, и как оно обозначено в искусстве? (часть 2) - RadioVan.fm

Онлайн

Страницы из истории живописи: какими символами «кодировали» художники время, и как оно обозначено в искусстве? (часть 2)

2021-12-23 21:28 , Минутка истории, 1374

Страницы из истории живописи: какими символами «кодировали» художники время, и как оно обозначено в искусстве? (часть 2)

Продолжение

Импрессионист Клод Моне, чтобы отразить и время суток, и время года, выбрал один сюжет — стог сена. Так появилась серия из 25 картин, на которых декоративные композиции получили развитие не только во времени, но и в пространстве. Начав работать на пленэре, Моне заканчивал каждое полотно у себя в мастерской, добиваясь гармонии цветов.

Клод Моне. Стог сена около Живерни, 1889г

Серия имела огромный успех. В 1891 г. Моне выставил пятнадцать картин этой серии в галерее Дюран-Рюэля и все были проданы за три дня.

Клод Моне. Стог сена на закате возле Живерни, 1891г

Клод Моне. Стог сена утром, эффект снега, 1891г

Клод Моне. Стога. Конец лета. Утро, 1891г

Клод Моне. Стог сена, 1891г

Камиль Писсарро в письме своему сыну Люсьену в марте 1891 г. писал: «Покупают только работы Моне, кажется, что их не хватает. Ужаснее всего то, что все хотят иметь „Стога на закате“… Все, что он делает, отправляется в Америку по цене в четыре-пять-шесть тысяч франков».

Известны и популярны прекрасные дамы — времена года, — в исполнении Альфонса Мухи. Есть еще и серия «Месяцы». Томные красотки появились в Париже, на волне успеха афиш с Сарой Бернар, и тиражировались нещадно.

Альфонс Муха. Дух весны, 1894г

Альфонс Муха. Зима, 1897г

Но самое неординарное представление о временах года продемонстрировал Марк Шагал, создавая мозаичную стенку (двадцать один метр, высота — более четырех и ширина — три метра) для скверика возле здания Первого Национального банка Чикаго.

250 оттенков стекла разных цветов составляют рожденные фантазией Шагала рисунки. Художник представил своеобразное напряженное раздумье о том, что пора подводить итоги того, что прожито и пережито.

«Я вижу, — писал Марк Шагал, — эти четыре времени года как символ, отображающий человеческую жизнь, и физическую, и духовную, во всех ее проявлениях…».

Художник как бы собирает вместе свои любимые образы. Обнимаются влюбленные, летают люди и коровы, козы и рыбы, колдовскими красками расцветают цветы… Лошади и музыканты, библейская голова осла и неповторимые очертания городских и деревенских улочек.

К знакомым и привычным образам фантазией художника добавлены и узнаваемые очертания чикагских зданий и линий — своеобразная дань уважения этому городу. И все это связано единой гармонией, единым ритмом, ощущением радостной полноты и непрерывности жизни. Венчает композиции мозаичных плоскостей образ солнца, его щедрых лучей, которые словно подсвечивают все богатство шагаловских красок, его оттенки синего, красного, желтого, зеленого, — всех цветов радуги.

Заглавная иллюстрация: Жозефина Уолл. Времена года

По материалам artсhive.

Лента

Рекомендуем посмотреть