Они олицетворяют национальную идентичность армянского народа: легенды о горах - RadioVan.fm

Онлайн

Они олицетворяют национальную идентичность армянского народа: легенды о горах

2021-12-11 18:16 , Минутка истории, 1961

Они олицетворяют национальную идентичность армянского народа:   легенды о горах

Ежегодно 11 декабря отмечается Международный день гор (англ. International Mountain Day), установленный по решению 57-й Генеральной Ассамблеи ООН в январе 2003 года (резолюция A/RES/57/245).

Горы занимают практически одну четвертую поверхности суши, играют важнейшую роль в продвижении нашего мира к устойчивому экономическому развитию и являются домом 15% населения. Они не только дают источник средств к существованию и благополучию почти для 1,1 млрд. людей, проживающих в горных районах, но опосредовано благоприятно влияют на миллиарды проживающих у их подножья.

Горы — величественные памятники природы, и поэтому становятся основой множества легенд различных стран. У каждой страны есть свое видение о легендах про горы. Легенды Армении олицетворяют национальную идентичность народа, тем самым придавая горам символическое значение. Именно поэтому эти легенды основаны на реальных исторических событиях и рассказывают о людях, которые действительно жили в эти времена.

Легенды Армении гласят, что армянские горы когда-то были надёжными братьями-гигантами. Каждое утро, после пробуждения они одевали свои ремни и приветствовали друг друга. Прошло время, братья состарились и уже с трудом просыпались по утрам. Однажды, после пробуждения, они поприветствовали друг друга, забыв надеть ремни. Бог рассердился, увидев это и решил наказать братьев, превратив их в горы. Ремни превратились в зелёные поля, а слёзы братьев потекли и образовали кристально чистые родники.

Гора Ара

Ара – потухший вулкан, расположенный в Арагацотнской области, между реками Раздан и Касах. Высота горы над уровнем моря — 2575,9 метра

Гора Ара названа в честь Ара Прекрасного — легендарного царя Армении. История Ара Прекрасного рассказывает о том, как ассирийская царица Семирамида влюбилась в него. Она хотела соединить Ассирию и Армению, и править этими двумя королевствами вместе с любимым. Но все её старания были напрасны, так как Ара Прекрасный не разделял её чувств и отверг её предложение. Сердце Семирамиды было разбито, и она объявила войну Армении, надеясь таким образом заполучить Ара Прекрасного. Битва состоялась на склонах горы, где, к ужасу Семирамиды, Ара был убит. Она не хотела мириться с мыслью о том, что её любимый погиб и приказала отнести его тело на вершину горы, где Аралезы — мифические существа, похожие на собак, зализали бы раны Ара и своими целебными силами вернули бы его к жизни. Эта история, вероятно, вдохновлена формой горы, которая, если внимательно присмотреться, напоминает силуэт лежащего человека.

Гора Аждаак

Аждаак – потухший вулкан, высшая точка Гегамского хребта, высотой 3597,3 метра над уровнем моря.

Имя горы происходит от антагониста истории, Аждаака — царя Мидян. В этой легенде, Аждааку приснилась женщина на горе. Эта женщина родила троих мужчин: один был верхом на льве, другой — верхом на леопарде, а третий — верхом на драконе. Третий мужчина, на драконе, напал на Мидию. Аждаак был уверен, что этот сон значил, что Тигран — царь Армении, планировал нападение на Мидийское царство. Царь Мидии решил жениться на сестре Тиграна — Тигрануи, чтобы попытаться помешать планам Тиграна. Однако, ничего не получилось, так как Тигрануи раскусила коварный план Аждаака, и началась война. В конце концов Тигран убил Аждаака и освободил свою сестру. Первую жену Аждаака, Ануш, Тигран взял в рабство и позволил ей жить в Армении, на восточных склонах Масиса (Арарат).

Гора Хуступ

Хуступ - высочайшая вершина хребта Хуступ-Катара, расположенная на Южном Кавказе, на юге Армении в области Сюник, к югу от города Капан. Высота вершины составляет 3206 метров.

Гора Хуступ и памятник Гарегину Нжде

Хуступ считается священной горой. Недаром люди называют Хуступ отшельником. Согласно некоторым исследованиям о происхождении названия горы, корень слова “хуту” происходит от хурритского языка и означает “молитва”. С древних времён эта гора была местом для молитв и паломничества.

На склонах горы Хуступ рядом с ручьём Козни находится могила армянского полководца Гарегина Нжде.

Гора Дизапайт

Гора Дизапайт или как еще ее называют Зиарат, находится в южной части Арцахского хребта. Это скалистая вершина, окружающая всю окрестную область. Про нее сложено немало легенд и преданий.

Одна из них гласит, что на вершине этой горы, на месте монастыря Катаро, дети царя Санесана (главы кочевого племени массагетов) и много христиан были убиты в 330-х годах. Святой Григорис, внук Св. Григория Просветителя и епископ восточных земель Армении, возглавил армянскую миссию по обращению племён массагетов в христианство, и ему это удалось. Царь Санесан добрался до монастыря и убил всех жителей Катарованка, в том числе своих собственных детей.

Трупы убитых были собраны в одну кучу, как куски дерева, а затем сожжены (отсюда и название Дизапайт, что означает “куча древесины”).

Масис и Арагац

Арагац по высоте является первой в РА и четвертой в Армянском нагорье. Имеет 4 вершины, самая высокая из которых – Северная 4090,1 метров. Высота Западной – 3995,3 метров, Восточной – 3908,2 метров, Южной – 3887,8 метров. Масис или Арарат —священная гора для армянского народа и с ней связано множество легенд. По самой известной легенде, на Арарате нашел свое пристанище Ной после всемирного потопа.

Арагац

Когда-то Масис и Арагац были любящими сёстрами. Однажды одна из них говорит: “Я лучше и выше тебя”, а другая отвечает “Нет, я лучше, больше и выше тебя”. На помощь приходит гора Маратук, но ей не удаётся успокоить их, и она проклинает сестёр, чтобы они разлучились и никогда больше не видели друг друга. Масис проклинает Арагац на целый год печали и слёз. Арагац проклинает Масис в ответ, чтобы никто в мире не смог подняться на её вершину. Проклятия сбываются, и слёзы Арагац превращаются в озёра на её склонах, а Масис становится заброшенной горой.

Масис

Библейская гора вызвала большой интерес в научном мире и с давних времен были попытки забраться на вершину. Впервые это удалось профессору Фридриху Парроту и Хачатуру Абовянув 1829 году.

В публикации использованы материалы armgeo.

Лента

Рекомендуем посмотреть