Великие творцы – большие оригиналы: шокирующие причуды великих художников (часть 2) - RadioVan.fm

Онлайн

Великие творцы – большие оригиналы: шокирующие причуды великих художников (часть 2)

2021-12-05 20:35 , Минутка истории, 1926

Великие творцы – большие оригиналы: шокирующие причуды великих художников (часть 2)

Ван Гог увлекался френологией, связывающей форму черепа человека с психологическими особенностями личности, Тициан предпочитал пышнотелых дам и обожал такси — дилижансы, Николай Ге сыпал афоризмами и отрицал красоту человека, растил овёс и клал печи – можно ли перечислить все странности гениев?

Сальвадор Дали: cны и явь без границ

Талантливый мужчина с большими усами любил эпатировать публику: разгуливал по улице с муравьедом, давал интервью на дереве, читал лекции в водолазном костюме, утверждая, что так ему легче плавать в океане своего подсознания.

Когда умер старший брат художника, родители поспешили со вторым ребенком, чтоб забыть горе, и назвали его также, как и первенца — Сальвадор. В воспоминаниях Дали писал, что все его странности — попытка доказать самому себе, что он существует, а не является репликой старшего брата.

Вряд ли странность была полностью надуманным коммерческим образом Дали. Скорее, благодаря музе Гале он сумел превратить свои недостатки в достоинства, сделав причуды преимуществом.

Сальвадор Дали. Галлюциногенный тореадор, 1970г

Однажды, гостя в парижском отеле Le Meurice, Дали попросил привести в номер отару овец, а затем стал стрелял по ним холостыми. В другой раз художник попросил персонал ловить для него мух в саду Тюильри. За каждую Сальвадор платил по пять франков.

Возможно, мухи нужны были художнику для какой-то инсталляции? Ведь делал же Ян Фабр серию полотен из крыльев жуков — Дали вполне мог предвосхитить тренд использовать насекомых в целях искусства!

Пикассо: стрельба, но не по голубям

Другой великий испанец тоже любил пострелять: возвращаясь под утро в Бато-Лавуар, художник палил в воздух ради удовольствия. Напомним, Бато-Лавуар — это знаменитое общежитие на Монмартре, где жили Пикассо, Модильяни и многие другие художники.

Пабло Пикассо. Сидящий мужчина (автопортрет Пикассо), 1965г

В общежитии молодому художнику нельзя было обзавестись хозяйством, а вот в своем доме взрослый Пикассо почти всегда держал голубей. Несколько голубок были подарены ему Анри Матиссом.

Рисовать этих птиц испанец полюбил задолго до создания Голубя мира. В детстве отец, художник Хосе Руис Бласко поручал сыну дорисовывать лапки голубей.

Пикассо шутил, что не понимает, почему именно эту птицу выбрали символом мира. По его мнению, голуби были самыми сварливыми крылатыми и могли запросто заклевать друг друга до полусмерти за крошки хлеба.

Анри Матисс: главное – перестраховаться

У Матисса было немного странностей, как для художника. Самая заметная — страх остаться ненужным. Мастер боялся потерять зрение, поэтому выучился играть на скрипке, чтобы в случае чего иметь возможность подрабатывать уличным музыкантом.

В принципе, больше очевидных странностей у Матисса не было — разве что довольно яркая неприязнь к арт-дилеру Амбруазу Волару.

Анри Матисс. Урок музыки, 1917г

Винсент Ван Гог – апологет псевдонауки

Сейчас даже простые обыватели посмеялись бы над этой забавной псевдонаукой, посчитав ее очередным плодом фантазии «британских ученых». Но в первой половине XIX века френология была очень популярна в самых разных кругах. Она появилась благодаря теории австрийского врача Франца Йозефа Галля, связывавшей психологические особенности личности и черты характера с формой черепа. Несмотря на резкую критику, у френологии нашлось немало поклонников. Она неоднократно упоминалась в литературе, в частности, в «Герое нашего времени» Лермонтова и «Записках о Шерлоке Холмсе» Конан Дойля. Само собой, не остались в стороне и художники-портретисты. Френологией увлекались многие американские рабовладельцы, ставившие безжалостные эксперименты на чернокожих. Кроме того, в 30-е годы ХХ века эту лженауку пытались возродить нацисты для подтверждения теории расового превосходства.

Винсент Ван Гог. Едоки картофеля. Май 1885г

В то время, когда Винсент узнал о френологии, эта теория во всей Европе уже была полностью признана несостоятельной. Собственно, это произошло еще даже до рождения художника. Но, похоже, что Ван Гога это мало интересовало. Его увлечение этой лженаукой совпало по времени с началом художественной карьеры и, естественно, нашло отражение в его работах, большую часть которых тогда составляли изображения простого люда. Особенно это заметно в серии портретов крестьян, написанных Винсентом в Нуэнене зимой 1885 года. Разумеется, они не могли похвастаться высоким уровнем интеллекта или хорошим образованием, но художник намеренно искажал их черты, удлиняя носы и скашивая лбы. Кульминацией этого цикла стала картина «Едоки картофеля», о героях которой Винсент и вовсе рассказывал, что хотел сделать их максимально похожими на картошку.

Винсент Ван Гог. Голова крестьянки в белом чепце. Апрель 1885г

По материалам artchive.

Лента

Рекомендуем посмотреть