Шедевры искусства привлекают внимание миллионов, однако самые громкие истории связаны с попытками вандалов испортить картину или скульптуру. Мотивы у таких людей разные — одни нападают из-за идеологии, другие слышат голоса в голове, некоторые ссылаются на нравственность или «историческую правду». Мы собрали пять известнейших шедевров, атакованных вандалами, но этот список далеко не полный.
«Даная», Рембрандт ван Рейн
Картины голландского художника Рембрандта — одни из самых невезучих, сразу несколько шедевров мастера были атакованы вандалами. Самый громкий случай произошел 15 июня 1985 года в Эрмитаже. Литовец Бронюс Майгис подошел к «Данае» и облил ее серной кислотой, после чего нанес несколько ударов ножом.
Вандала признали сумасшедшим и на шесть лет отправили в психиатрическую больницу, хотя сам он объяснил свой поступок политическими мотивами. Первое время специалисты считали, что пострадавшую картину уже не восстановить — кислота уничтожила самые важные и тонкие по живописному исполнению части.
Реставраторы совершили подвиг и спасли шедевр золотого века голландской живописи, работы заняли целых 12 лет. «Данаю» вернули в экспозицию в 1997 году, теперь многострадальная картина находится под бронированным стеклом.
«Пьета», Микеланджело
Это случилось 21 мая 1972 года в базилике святого Петра в Ватикане. После завершения праздничной литургии по случаю Дня святой Троицы некто Ласло Тот набросился на статую «Пьета» работы Микеланджело.
Мужчина прокричал «Я – Иисус Христос, Христос восстал из мертвых!» и 15 раз ударил Деву Марию скальным молотком (Тот был геологом). В результате нападения Дева Мария лишилась кончика носа, частично – левого века и левой руки, не считая прочих мелких повреждений. К счастью, в тот момент в базилике было полно народу и мужчину оттащили от статуи. На суде Ласло Тот пытался убедить судей, что он Христос, поэтому был призван невменяемым.
Скульптура Микеланджело уже много лет находится под надежной защитой в главной церкви Ватикана. Скульптурная композиция возвышается над головами туристов и паломников, а для большей безопасности окружена акриловым закаленным стеклом.
«Венера с зеркалом», Диего Веласкес
«Венера с зеркалом» — одна из самых известных картин испанского художника Диего Веласкеса. В феврале 1914 года в Лондонской национальной галерее суфражистка Мэри Ричардсон порезала картину Веласкеса ножом для мяса.
Мэри Ричасрдсон впоследствии заявила, что испортила картину в знак протеста против ареста лидера движения суфражисток Эммелин Панкхерст, произошедшего накануне. «Я пыталась уничтожить картину самой красивой женщины в мифологической истории, протестуя против того, как государство пытается уничтожить миссис Панкхерст, женщину с самым доблестным характером в современной истории», – заявила Ричардсон. Позже она также призналась, что ей не нравилось то, «как мужчины пялятся на обнаженную Венеру».
Суфражистки, как известно, боролись за права женщин. Ирония заключается в том, что «Венера с зеркалом» — единственное сохранившееся изображение обнаженного женского тела кисти Веласкеса. Картину пришлось тщательно восстанавливать, после кропотливой работы реставраторов шедевр вернулся в один из залов галереи.
«Иван Грозный убивает своего сына», Илья Репина
Картина Ильи Репина «Иван Грозный убивает своего сына» подвергалась нападениям несколько раз. 13 января 1913 года иконописец Абрам Балашов набросился с ножом на картину с криком «Довольно крови! Долой кровь!». Шедевр удалось вернуть к жизни благодаря самому Репину, который восстановил поврежденные части.
25 мая 2018 года 37-летний житель Воронежа Игорь Подпорин, специально приехавший в Третьяковскую галерею для акта вандализма, нанес по застекленному полотну картины несколько ударов металлической стойкой ограждения. Холст оказался прорван сразу в трех местах. К счастью, важнейшие части изображения уцелели.
«Мона Лиза», Леонардо да Винчи
Самая известнейшая – она же самая охраняемая – из картин тоже подвергалась атаке вандалов. Причем не раз. Сегодня «Мона Лиза» надежно защищена пуленепробиваемым стеклом, но в свое время ее несколько раз пытались испортить, в том числе облить кислотой.
В 1956 году кто-то из туристов бросил в нее камень, отчего немного покарябалась краска возле левого локтя Джоконды. К счастью, это удалось быстро и незаметно закрасить. В 1974 году некая женщина распылила красную краску в Токийском национальном музее (где гастролировала картина). Таким образом она выразила протест против того, что власти и охрана ограничивают инвалидам доступ к выставкам. А в 1977 году туристка из Советского Союза зачем-то запустила в «Мону Лизу» кружкой, купленной в сувенирной лавке тут же, у Лувра. К счастью, причинить вред шедевру ей не удалось.