«Мария Гамбарян – высокоодаренная пианистка, обладающая тонким художественным вкусом, певчим звуком, артистическим темпераментом и великолепными виртуозными данными». Лев Оборин
Мария Степановна Гамбарян родилась в 1925 году в Ереване. Ее родители, потомственные интеллигенты, были родом из Тифлиса. Оба они были учеными. Отец Марии занимался химией, мать – ботаникой. Интеллигентные, начитанные, культурные и разносторонние люди, они создали в своем доме прекрасную атмосферу, в которой родилась и выросла будущая прекрасная пианистка.
В доме очень любили музыку, среди родственников было много профессиональных музыкантов, мать тоже прекрасно играла на фортепиано. Девочку с ранних лет водили на концерты, где она получала свои первые музыкальные впечатления, навсегда сохранившиеся в памяти.
Способности к музыке у Марии обнаружились в раннем возрасте. Однако первые ее музыкальные занятия были не очень регулярными и приносили немного пользы. Но в девять лет девочка поступила в музыкальную школу – и с тех пор музыка прочно заняла главное место в ее жизни. Всего за два года она смогла пройти весь учебный курс школьной программы.
Следующей ступенью музыкального обучения Марии Гамбарян стала ЦМШ при Московской консерватории. Ее педагогом стал Абрам Владимирович Шацкес – которого она давно знала. Шацкес был прекрасным музыкантом, и он многому научил юную пианистку.
Девочка занималась с большим удовольствием и увлеченностью. Каждое утро Мария проводила по несколько часов за инструментом – а потом шла на уроки…
Но события 1937-38 годов сильно отразились на жизни Марии Гамбарян. Отец оказался арестован и репрессирован, мать лишилась работы. Вскоре семье стало негде жить.
Выручила школа. Горячее участие в судьбе семьи Марии принял ее педагог Шацкес – одно время девочка и ее мама даже жили в его квартире. Школа назначила девочке стипендию, помогла матери устроиться на новую работу, позже – предоставила им комнату в консерваторском общежитии. Мария Гамбарян вспоминает эти годы как переломный этап в своем сознании.
А потом началась война…
Девушка снова оказалась в Ереване, на своей родине. Ее приняли в школу при консерватории, где она сдавала экзамены экстерном, а все остальное время посвящала чтению художественной, исторической и философской литературы. Первый год в Ереване прошел практически бездеятельно. А в 1942 приехал Константин Игумнов. Мария получила возможность учиться в консерватории, параллельно сдавая экзамены за последние классы музыкальной школы. В девушке проснулся прежний музыкальный энтузиазм и жажда деятельности.
Через полгода Мария Гамбарян снова оказалась в Москве – на фестивале армянского искусства вместе с большой группой артистов. После выступлений в зале Чайковского со специально выученной программой девушка решила больше не возвращаться в Ереван. Она осталась в Москве, несмотря на отсутствие условий. Игумнов помог ей, взял в свой класс в московской консерватории.
Мария Степановна Гамбарян со своим учителем Константином Николаевичем Игумновым. Ереван, 1943 год
Учиться в Москве было сложно из-за жизненных обстоятельств. Четыре года девушка разрывалась между Москвой и Ереваном, где жил реабилитированный тяжело больной отец.
В 1948 году Мария лишилась отца, а вскоре умер и Игумнов. Девушка поняла, что из тяжелой депрессии ее может вытащить только активная деятельность. И ценой огромных усилий она экстерном закончила консерваторию.
Следующим этапом жизни Марии Гамбарян стало обучение в аспирантуре у Нейгауза.
Следующие несколько лет Мария Гамбарян была солисткой Ленинградской филармонии и педагогом Ленинградской консерватории.
Однако Гамбарян так и не смогла почувствовать себя «своей» в Ленинграде. Как только ей предложили вернуться в Москву и преподавать в Академии Гнесиных, она сразу же согласилась.
До сих пор Мария Гамбарян является педагогом кафедры фортепиано в Российской Академии Музыки.
Репертуар
В годы учебы Мария Гамбарян играла в основном музыку композиторов-романтиков. Бетховен, Шопен, Шуман, Лист – произведения этих композиторов «достались» пианистке от ее учителя, Игумнова. Как и Игумнов, она прекрасно чувствовала музыкальное «нутро» этих сочинений, ей было легко достигать исполнительской выразительности и правдивости.
После переезда в Ленинград Гамбарян пришлось расширять свой репертуар, самой выбирать произведения. Она играла сонаты Скарлатти, французскую музыку для клавесина, «Прелюдию, ариозо и фугетту» Онеггера, пьесы Мессиана, Пуленка, Сати, увлекалась современными композиторами: Бацевич, Губайдулиной.
Из года в год Гамбарян играла произведения Шопена. Серьезное знакомство с его музыкой состоялось в годы учебы в консерватории, но и во «взрослой» концертной жизни Мария Гамбарян не расставалась с его произведениями.
Музыку Баха Гамбарян любит с детства. В годы учебы ей не пришлось много его играть, только несколько произведений под присмотром Игумнова. Зато потом, заразившись экспрессивным и свободным исполнением баховской музыки Гульдом, Мария Гамбарян подготовила целую программу сочинений этого композитора.
Мария Гамбарян смело бралась за музыку всех стилей. Играла старинную музыку на клавесине, давала циклы концертов, посвященных сонатам Бетховена, обращалась к творчеству Прокофьева и других советских композиторов. Часто исполняла музыку Комитаса.
Педагогическая деятельность
Мария Гамбарян никогда не жалела о том, что педагогика в ее жизни заняла гораздо большую часть, чем исполнительство. Гамбарян говорит, что, обучая других, она очень многому учится сама, каждое прохождение произведения для нее – открытие. Вот уже почти полвека она постоянно общается с молодыми людьми. И сама в душе остается молодой. С интересом обсуждает с учениками концерты, спектакли, жизненные вопросы. А на уроках не только передает ученикам основы своей фортепианной школы, но и старается прислушиваться к индивидуальности каждого студента.
Больше всего люблю, когда у ученика проявляется интуитивный разум. Как будто ничего еще не знает ни о стиле, ни о фразе, ни о форме, а чувствует правильно. Это свойство – самое ценное, на мой взгляд. Но и даже в таком случае важно, чтобы ученик знал, из чего что состоит. Я стараюсь объяснить и обобщить. Раньше мне это не всегда удавалось.
За годы педагогической деятельности через руки Марии Гамбарян прошло очень много студентов. Все это – совершенно разные люди, эмоциональные и спокойные, талантливые и неспособные, созвучные ее душе и бесконечно далекие от нее. С кем-то на всю жизнь сохранились дружеские отношения, кто-то исчез бесследно. Но именно благодаря им Марии Гамбарян есть, откуда черпать жизненные и музыкальные силы.
Мария Гамбарян говорит о том, что сама она очень довольна своей жизнью. Ее путь в искусстве оказался очень сложен, жизненные обстоятельства не дали ей развернуться в полную силу своего исполнительского таланта. Пройти “политический кордон” ей не удалось из-за репрессированного отца – путь в большое искусство оказался закрыт.
Но она ни о чем не жалеет. Вокруг нее всегда много молодежи, много музыки, много энтузиазма и любви…
По материалам propianino и musicseasons.