В каждом практически из последних пяти-шести веков были женщины, сочинявшие музыку. Они были приняты в кругах композиторов-мужчин и получали от них высокие оценки, их произведения широко исполнялись и исполняются до сих пор. Но на слуху обычно мужские имена. Сочинение музыки для женщины как будто рассматривалось не больше, чем хобби, на какие бы вершины она ни взлетала.
Чтобы развеять этот миф, сегодня рассказываем о великих женщинах-композиторах прошлого, о которых сегодня хотя и редко вспоминают, но все же их деятельность достойна особого упоминания.
Хильдегарда Бингенская
Одна из самых известных женщин-композиторов Средневековья, Хильдегарда жила в немецких землях в одиннадцатом веке. Она с детства отличалась слабым здоровьем. Неудивительно, что её предпочли готовить не к замужеству, а к духовной карьере. Она прошла путь от послушницы до настоятельницы монастыря. Кроме того, она добилась строительства женского монастыря, куда будут принимать послушниц недворянского происхождения (поскольку в монастырях давали образование и возможность сделать карьеру, то многие монастыри практиковали ограничение по сословию).
Хильдегарда Бингенская обретает божественное вдохновение и диктует своему духовнику и секретарю Вольмару (справа). Миниатюра из рукописи Scivias, ок. 1210г
С очень юных лет Хильдегарда писала духовные гимны – и слова, и музыку. Её отличал уникальный авторский стиль – смелость в мелодиях. В тренде были довольно монотонные мотивы, Хильдегарда же позволяла себе сильные переходы по высоте звука. Ещё она написала несколько текстов, посвящённых её видениям и актуальным в то время медицинским практикам, но осталась в истории именно как композитор.
Современная дискография Хильдегарды охватывает более двухсот наименований. Полное собрание музыкальных сочинений Хильдегарды записал на восьми (!) дисках ансамбль средневековой музыки «Секвенция».
Кассия Константинопольская или Кассия Песнописица
Примерно на двести лет раньше Хильдегарды в Константинополе жила девушка по имени Кассия, которая тоже выбрала духовную карьеру. Есть, правда, легенда, что она участвовала в смотре невест для юного императора Феофила – и он сначала выбрал её, а потом счёл, что слишком уж она умна, и переменил решение. Но в достоверности этой легенды сомневаются, а вот весь путь Кассии как монахини запечатлён документально.
Кассия родилась в богатой семье. На деньги семьи она построила монастырь. В этом монастыре она и приняли постриг. Её, что неудивительно, избрали игуменьей. Считается, что сохранилось около полусотни духовных песен её авторства. Исследователи отмечают, что не только музыка, но и поэзия Кассии достаточно оригинальны и показывают её замечательное знание христианского вероучения.
Кассия Константинопольская — одна из наиболее ранних композиторов, чьи сочинения могут быть интерпретированы и исполнены современными музыкантами. Одно из её произведений — «O Synapostatis Tyrannos» в переложении для струнного квартета — было записано ансамблем «Kronos Quartet». На текст тропаря Кассии (в английском переводе) написал масштабную композицию «Мироносица» Дж. Тавенер (1993). В 2008 году специально для исполнения сочинений монахини Кассии был создан немецкий женский вокальный секстет «VocaMe».
Клара Шуман
Жена и первая исполнительница песен Роберта Шумана и сама была выдающейся, широко известной сочинительницей. В свете биографий Кассии и Хильдегарды, вероятно, нет ничего удивительного в том, что Клара родилась в семье богослова; её отец был также кантором, то есть певцом в храме. Её мама, несмотря на статус замужней женщины, была концертирующей пианисткой. Родители развелись, когда Кларе было пять. По обычаю времени, Клара и её братья остались с отцом.
Отец Клары готовил её к карьере концертирующей пианистки. С одиннадцати лет она уже выступала перед публикой, поначалу бесплатно. Со временем её уровень серьёзно повысился, и отец уже стал продавать на её игру билеты и организовывать туры. Как пианистка Клара была так хороша, что ей предложил сотрудничать сам Паганини.
Роберт Шуман во время знакомства с Кларой не был музыкантом. Он учился на юриста. Влюбившись в Клару, он стал брать уроки музыки у её отца, чтобы чаще видеть девушку. В итоге стал знаменитым композитором и мужем Клары. Правда, он ревновал Клару к её дарованию: требовал, чтобы она поменьше играла даже дома и тем более – перед публикой. Он также пытался изменить стиль сочинений Клары – ему казалось, что они простоваты по технике (что вполне возможно, учитывая разницу в длине пальцев у мужчин и женщин).
У Шуманов родилось восемь детей, и именно это позволило Кларе гастролировать дальше. Роберту пришлось признать, что доходы от её концертов очень важны для семьи.
Но после смерти супруга Клара перестала сочинять. Может быть, вдохновение пропало, а может, ей раньше помогал задор, возможность бросить вызов детской «зависти» мужа.
Хотя в течение многих лет после смерти Клара Шуман не была широко признана как композитор, она оставила о себе мнение как о блестящей пианистке. И это мнение существует до сих пор. Она была одной из первых пианисток, которые играли по памяти, что стало впоследствии стандартом для концертной деятельности исполнителей. Отец обучал её игре по слуху и памяти: первый публичный концерт, состоящий из сочинений, которые она играла по памяти, прошёл, когда пианистке было всего тринадцать лет.
Фанни Мендельсон
Сестра знаменитого композитора при жизни была известна только своей семье. Её постоянно поощряли писать музыку, но… Отдавать потом написанное брату. Известно, что он несколько её работ опубликовал как свои. Она умерла молодой, от инсульта, на репетиции концерта, где, наряду с чужими произведениями, хотела открыто сыграть и свои. Безутешный вдовец сделал всё, чтобы Фанни посмертно получила своё призвание. Её переписка, дневники, заметки были изданы, её произведениям вернули её имя.
Кстати, муж Фанни Вильгельм Гензель был художником. Он с самого начала верил в талант Фанни и подбирал её ноты, чтобы нарисовать к ним какие-нибудь иллюстрации. В музыке он не разбирался совершенно и просто спрашивал, о чём пьеса. Через некоторое время Фанни сама стала оставлять место на листах с нотами нарочно под иллюстрации мужа.
Автор трех органных прелюдий, драматической пьесы для сопрано и оркестра «Геро и Леандр», фортепианного и струнного квартетов, нескольких кантат, вокальных сочинений на стихи Гёте, Гейне, Ленау, Ламартина и других поэтов-романтиков, лирических пьес для фортепиано, среди которых наиболее известен цикл из 12 миниатюр «Год». Наряду с Кларой Шуман и Луизой Фарранк, Фанни Мендельсон — наиболее известная среди женщин-композиторов XIX в.
Луиза Фарранк
Урождённая Жанна-Луиза Дюмон прославилась в мире европейской музыки 1830–1840-х годов как пианистка. Более того — исполнительская репутация девушки была настолько высока, что в 1842-м Фарранк назначили профессором фортепиано Парижской консерватории. Она занимала этот пост следующие тридцать лет и, вопреки педагогической загруженности, сумела проявить себя как композитор. Впрочем, скорее не «сумела проявить», а «не смогла не проявить». Фарранк происходила из известнейшей династии скульпторов и выросла среди лучших людей парижского искусства, поэтому акт творческого самовыражения для неё был предельно естественным.
Опубликовавшая при жизни с полсотни сочинений, в основном инструментальных, мадам профессор получала о своей музыке восторженные отзывы от Берлиоза и Листа, но вот на родине Фарранк воспринимали как чересчур нефранцузского композитора. Во Франции каждый первый подающий надежды автор строчил многочасовые оперы, а лаконичные и вдохновлённые музыкой эпохи классицизма произведения парижанки и правда шли вразрез с тогдашней модой.
Долгое время произведения Луизы Фарранк пребывали в забвении, но в последние десятилетия её фортепианные и камерные сочинения активно исполняются — в частности, её трио и квинтеты записал немецкий ансамбль Линос. Несколько лет назад оркестром Северногерманского радио под управлением Иоханнеса Горицкого записаны её увертюры и симфонии.
Продолжение следует…