Керамика издревле очень распространена в Армении. Археологические экспедиции, изучавшие самые различные культурные слои на её территории, неизменно обнаруживали изделия из обожжённой глины. Керамическое декоративно-прикладное искусство составляло значительную часть как древней, так и средневековой культуры Армении и было неотделимо от всего развития культурных процессов в целом. Большой интерес представляет поливная керамика XI–XIII веков, найденная в Ани. Предметы, обнаруженные в начале XX века при раскопках, позволяют выделить две школы армянских керамистов — византийского и азиатского толка.
Поливная керамика из Ани — это группа археологических памятников, найденных при раскопках построенных в XII веке жилых домов в 1912 году. Схожие изделия обнаружены ещё раньше, в 1907 году, другой археологической экспедицией, занимающейся исследованиями дворцового комплекса Ани.
Раннюю группу анийской поливной керамики составляют фаянсовые чаши, покрытые синей поливной глазурью, а также изделия, расписанные люстром или свободно нарисованными по пространству изделия изображениями птиц и зверей. [Люстр — это ряд оттеночных красителей для росписи, придающий предметам из керамики металлический или перламутровый блеск. — Прим. ред.] Некоторые из музейных экспонатов этой группы относятся к XI веку. Принято считать, что эти изделия были засыпаны слоями грунта при разгроме Ани в 1065 году во время нашествия сельджукского султана Алп-Арслана, прозванного сородичами «лев».
Чаша из Ани с изображением Сирина. XI век
В чем стилистические особенности армянских поливных чаш? Часть изделий причислена к византийскому типу керамики, так как в константинопольском искусстве средневековья есть аналоги. В качестве примера можно привести великолепную анийскую чашу с сирином внутри посудины. Другой класс изделий относится к керамике XI–XIII веков, ранее найденной археологами в Азии и Северной Африке. Это Самарканд, Нишапур и Самарра.
Чаша из Ани с изображением женщины. XI–XIII века
Учеными отмечено, что декоративный живописный эффект глазурированных глиняных поверхностей использовался не только в области создания предметов быта, посуды. В источниках встречаются упоминания о существовании керамических икон в Армении XIV–XV веков.
Фасад Дмитровского собора. Керамическая икона XVI века. Распятие
Речь идёт об армянских церквях Иерусалима и Новой Джуги (Джульфа, близ Исфагана). Об этом писал Андре Грабар и немецкие археологи, работавшие с данной темой. Андре Грабар, в частности, упоминает изображение святого всадника, борющегося с драконом. Вероятно, подобные армянские иконы не дошли до наших дней. Однако иконы, подобные описанным Грабаром, сохранились в России, в Старице и в Дмитрове. В частности, фасады Дмитровского собора и один из притворов украшают сцены Распятия и Чудо Георгия о Змие, выполненные из поливной глазурированной керамики неизвестными мастерами в XVI веке. В послемонгольской Руси искусство керамистов активно развивалось благодаря связям со странами Средиземноморья, о чём пишет исследователь русских изразцов С.И. Баранова.
Интерьер Дмитровского собора. Керамическая икона XVI века. Чудо Георгия о змие
Что касается дальнейшего развития декоративно-прикладного армянского искусства, то с XVI века оно стало носить эмигрантский характер, переместившись из центра — в колонии, основанные армянским населением, вынужденно покинувшим насиженные места. Массовый отъезд армян и армянские поселения на чужбине способствовали возникновению интересных очагов армянской культуры. Города Константинополь, Тифлис, Львов стали новыми центрами, где получило развитие армянское декоративно-прикладное искусство. Прежние центры, в силу политических причин, затухли.
«Без самостоятельной национальной архитектуры связанные с ней декоративно-монументальные искусства исчезают. В этих условиях лишь те виды искусства, которые наиболее тесно срослись с повседневным бытом, продолжали жить», — пишет знаменитый исследователь армянского искусства Нона Степанян в «Декоративном искусстве средневековой Армении».