«Если бы у меня было несколько рук, то все они были бы использованы»: Антонио Канова – гениальный скульптор, сумевший возродить традиции древних мастеров - RadioVan.fm

Онлайн

«Если бы у меня было несколько рук, то все они были бы использованы»: Антонио Канова – гениальный скульптор, сумевший возродить традиции древних мастеров

2021-11-01 21:50 , Немного О..., 3062

«Если бы у меня было несколько рук, то все они были бы использованы»: Антонио Канова – гениальный скульптор, сумевший возродить традиции древних мастеров

Итальянцы считают его «министром красоты», уникальным человеком, подарившим Риму невероятно красивые произведения искусства. Именитый скульптор Антонио Канова увековечил неоклассицизм на улицах Рима. Уникальный скульптор создавал шедевры в конце XVIII и начале XIX века.

Антонио Канова. Автопортрет

В судьбе скульптора всегда принимали участие престижные покровители, среди них звучали фамилии Габсбургов и Бурбонов, произведения мастера прославили его по всему миру. Сегодня уникальными шедеврами мастера владеют музеи Ватикана и Рима, Венеции и Неаполя. Практически в каждой европейской столице можно увидеть в музейных залах работы Канова.

Антонио родился в провинции Тревизо, в коммуне Поссаньо 1 ноября 1757 года в семье каменотёса Пьетро Кановы и его жены Анжелы Зардо Фантолини. Отец умер в 1761 году и мать повторно вышла замуж. Канова воспитывался дедом по отцу, Пазино Кановой, владельцем каменотёсных мастерских. Здесь он получил первые навыки работы по камню: Канова-старший познакомил Антонио с выдающимся скульптором Джузеппе Бернарди, научившим мальчика основам ремесла.

В 1774 году Антонио открывает собственную мастерскую в Венеции. Первыми изделиями, которые приносили доход скульптору, стали бюсты знатных венецианских особ. Именно тогда он создает две скульптуры, которые стоят в ряду лучших творений мастера.

Антонио Канова. Орфей и Эвридика

«Орфей» и «Эвридика» принесли молодому Канове славу одного из лучших скульпторов. В 1776 году скульптуры были представлены на ежегодной ярмарке венецианского искусства и высоко оценены зрителями. Сейчас эти скульптуры можно увидеть в Музее Коррер, в Венеции.

Успех принес скульптору и новые заказы, так прокурор Пьетро Веттор Пизани стал владельцем красивой мраморной композиции «Дедал и Икар», подтвердившей невероятный талант молодого скульптора.

Антонио Канова. Дедал и Икар

Признание профессионализма скульптора заключалось и в качестве предложения стать членом Венецианской академии художеств в качестве преподавателя, но Канова отказался. Поступок скульптора объясняется тем, что мастер хотел и дальше совершенствоваться, для этого необходимо был учиться самому и поэтому он задумал отправиться в Рим. Покинув Венецию, и после краткого пребывания в Болонье и Флоренции, 4 ноября 1779 года он прибыл в Вечный город.

В столице Италии мастер прожил почти двенадцать лет, периодически совершая поездки по стране по приглашениям разных вельмож. За это время он посетил Неаполь, Падую, Виченцу, Верону, Мантую, Парму, Модену и Болонью, и в каждом городе его ожидал оглушительный успех. Воодушевленный славой, Канова много трудился, создавая гениальные шедевры в неоклассическом стиле. Он обзавелся влиятельными покровителями и вскоре стал самым известным скульптором в Европе.

Антонио Канова. Кающаяся Магдалина

В первой половине XVIII столетия в скульптуре главенствовал стиль рококо, который считался хоть и аристократичным, но при этом слишком заурядным и легкомысленным. Модное рококо стали менять на классический стиль, более привычный и в то же время основательный. Древнее искусство при всей старомодности давало возможность погружения в красоту искусства. Неоклассицизм, в итоге, во всех сферах искусства достиг полного триумфа. Страсть Антонио к изучению древнего искусства в сочетании со вкусами того периода времени и особым талантом скульптора, привели мастера к вершинам успеха в неоклассицизме.

С 1783 года Антонио Канова создавал скульптуры по заказу пап и членов королевских семей. Заказы эти оплачивались очень хорошо, а скульптор много путешествовал и работал практически во всех европейских столицах. При этом всегда выбирал Рим в качестве точки возвращения. Рим для Антонио был своеобразной отдушиной, местом, куда он любил приезжать всегда.

Созданные Антонио скульптуры стали пользоваться невероятной популярностью, заказов стало поступать очень много, и скульптор был вынужден набирать помощников и пользоваться новыми способами обработки мрамора. В 1796 году он писал, что «если бы у меня было несколько рук, то все они были бы использованы».

По возвращении в Рим в 1800 году Канове не удалось задержаться здесь надолго. Вскоре он получил приглашение от Наполеона стать официальным художником императора и вынужден был согласиться. Находящийся на пике славы Бонапарт заказал мастеру свою скульптуру в образе Марса, а также статую сестры, Полины Боргезе, в образе Дианы. Антонио Канова блестяще справился с этими заказами и поспешил вернуться в Италию, несмотря на настойчивые просьба Наполеона остаться в Париже навсегда.

Антонио Канова. Венера Победоносная (Полина Боргезе в образе Венеры)

Впрочем, о спокойной жизни в Риме скульптору приходилось лишь мечтать. В последующие годы ему неоднократно приходилось снова посещать Париж и совершать поездки по городам Италии, а в 1815 году Канова побывал и в Лондоне.

Прославленный скульптор был приглашен даже в Россию, настолько популярен он был в Европе. Екатерина II звала Антонио на должность главного скульптора, но он отказался. При этом подарил русской императрице великолепный подарок в знак благодарности за столь лестное предложение, мастер изваял вторую версию скульптурной композиции «Амур и Психея», сегодня она находится в экспозиции Эрмитажа в Санкт-Петербурге.

Антонио Канова. Амур и Психея

После падения Наполеона, в 1815 году, Канова способствовал тому, чтобы художественные сокровища, увезённые из Рима низложенным императором во Францию, были возвращены в Вечный город; в благодарность за это, равно как и за его необычайный художественный талант, Пий VII приказал вписать его имя в Золотую книгу Капитолия и пожаловал ему титул маркиза д’Искиа.

Также Пий VII назначил скульптора Генеральным инспектором по изобразительному искусству и древностям Папского государства. Через пять лет выдающийся мастер стал директором Академии Святого Луки в Риме.

Антонио Канова. Три Грации

Между тем, его здоровье постепенно ухудшалось, неумолимо приближалась старость и в 1818 году мастер уехал в Поссаньо, чтобы вдали от столичного шума провести остаток жизни.

Антонио Канова закончил жизненный путь в Венеции 13 октября 1822 года. До последних дней великий скульптор продолжал творить, выполняя многочисленные заказы. Тело Антонио Кановы похоронили в родном Поссаньо, а его сердце в ходе торжественной церемонии поместили в вазе погребального памятника венецианской Базилики деи Фрари.

Антонио Канова. Погребальный Памятник Антонио Канове

Последним незавершенным шедевром скульптора стало строительство церкви в родном городе, впоследствии получившей неофициальное название «Кановианский храм». Этот проект воплотил в себе черты архитектуры Древней Греции, Рима и эпохи Возрождения. На возведение храма Антонио Канова израсходовал практически все свои сбережения, но строительство было завершено уже после смерти гения.

Кановианский храм

На протяжении всей свой жизни руки мастера сотворили немало красоты из камня, идеальные пропорции, линии и формы очаровывали современников скульптора. Практически весь XIX век влияние работ Канова на классическую скульптура было велико. Однако в конце этого же столетия его работы оказались резко критикуемыми за «безжизненность изображения и подражание древним» лишь в расчете на богатое вознаграждение. Такие отзывы на работы скульптора стали главенствовать и продолжались до начала XX века, однако более объективные исследования всего неоклассического движения восстановили репутацию скульптора, обозначив его талант как хорошо отшлифованный алмаз, блеск которого он пронес через всю свою жизнь.

Портрет Антонио Кановы работы Иоганна Баптиста Лампи-Младшего

Лента

Рекомендуем посмотреть