История одного шедевра: «Мужчина и женщина» Клода Лелуша — кинематограф, возведенный в ранг поэзии - RadioVan.fm

Онлайн

История одного шедевра: «Мужчина и женщина» Клода Лелуша — кинематограф, возведенный в ранг поэзии

2021-10-30 19:20 , История Одного Шедевра, 3415

История одного шедевра: «Мужчина и женщина» Клода Лелуша —  кинематограф, возведенный в ранг поэзии

Кинокарьера Клода Лелуша началась в 8 лет, когда отец подарил ему 8-ми миллиметровую кинокамеру. Клод носил ее повсюду, раздражая школьных учителей, приятелей, которые, сами того не желая, становились героями его фильмов. Самым большим удовольствием для самодеятельного режиссера было снимать девчонок - знакомых и незнакомых, хорошеньких и дурнушек, совсем еще несмышленых и взрослых красавиц, использующих весь арсенал косметики.

Приятель отца, оператор, которому показали ленты, снятые Клодом, дал ему несколько профессиональных советов, и через некоторое время будущий режиссер смонтировал фильм о войне - «Зло века». Более того, по настоянию родителей он послал эту ленту на фестиваль в Канны. И его полулюбительская лента на Каннском фестивале удостоилсась Гран-при за лучший дебют. Клоду Лелушу было всего 14 лет.

Потом он был и режиссером рекламных роликов и работал на телевидении в качестве штатного документалиста. В 1956 году Клод Лелуш стал автором репортажа об СССР «Когда поднимается занавес», снятого им скрытой камерой, который был куплен для показа по французскому телевидению. Купили этот фильм и крупнейшие телекомпании мира, а заработанные деньги помогли будущей знаменитости продюсировать собственный фильм.

Но дебютная режиссёрская работа в полнометражном кино - «Человеческая сущность» (1961) - особого успеха не имела.

Всемирную славу 28-летнему Лелушу принес фильм «Мужчина и женщина». В общей сложности фильм получил около 40 призов, в том числе став лауреатом Золотой пальмой ветви Юбилейного Гран-при Каннского кинофестиваля и двух премий «Оскар» (за лучший фильм на иностранном языке и лучший оригинальный сценарий). Вот каюк режиссер рассказывал об этом:

«Мужчину и женщину» я, конечно же, считаю фильмом всей своей жизни. С него начались мои признание и успех. Однако и то и другое в свое время стало для меня большим сюрпризом.

Сначала мы взяли «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале в 1966 году, затем «Золотой глобус» и еще примерно 40 других наград, в том числе «Оскаров». Последнее стало самым сюрреалистичным моментом в моей жизни, особенно после всего, что мы пережили во время съемок нашей картины 1966 года.

Мы ведь тогда работали без ассистентов, сами монтировали и носили оборудование. Я был сценаристом, режиссером, продюсером и оператором в одном лице. Актеры сами делали себе макияж. Наш стилист одновременно укладывал волосы и отвечал за костюмы. Бюджет у картины был весьма ограниченным. Поэтому, когда мы оказались на церемонии вручения «Оскаров», это казалось каким-то волшебством. Я до сих пор помню тот вечер и как я поднимался по ступеням на сцену, и особенно — когда во время объявления нашей картины весь зал поднялся. Голливуд тогда аплодировал французскому кино стоя».

Об истории создания фильма «Мужчина и женщина» Клод Лелуш подробно рассказывает в своей автобиографической книге «Баловень судьбы. Воспоминания». После провала своего фильма «Великие мгновения» (1965), в создание которого Лелуш вложил весь свой капитал, и последовавшей за этим уничтожающей критики ленты на специальной комиссии, режиссёр, находясь в подавленном состоянии, бросил всё и уехал на своём автомобиле из Парижа в Довиль, где остановил машину около трёх часов ночи на одном из пляжей. Утром он увидел прогуливающуюся по пляжу женщину с ребёнком, и этот образ натолкнул его на общую идею фильма. Вдохновлённый этой картиной, Лелуш прямо в машине набросал общую сюжетную канву будущего фильма о взаимоотношениях двух одиноких людей:

«У неё девочка, у него мальчик. Оба ребёнка почти ровесники и воспитываются в интернате в Довиле. Родители встречаются через посредничество детей. Таково начало любовной истории в приглушённом звучании, на фоне кино и автомобильных гонок. Возвращения в прошлое и скорость. Она слабая, её по-прежнему преследует память о мужчине, которого она любила. Он страстно влюблён и полон решимости завоевать её».

Затем Лелуш поехал в ближайшее бистро, где продолжил работу и забыл обо всех своих проблемах. По словам режиссёра, название картины пришло само собой:

«Это самое простое и самое банальное название на свете, элементарное, как любовь: „Мужчина и женщина“».

Вернувшись в Париж, режиссёр рассказал об идее фильма продюсеру Пьеру Бронберже и Пьеру Уттерховену, сценаристу, с которым ранее уже работал. Если продюсеру концепция фильма не понравилась, то сценарист пришёл от неё в восторг. После этого Лелуш решается позвонить с предложением об участии в фильме Жан-Луи Трентиньяну, с которым был знаком.

Впоследствии Трентиньян рассказывал, что в тот период Лелуш был малоизвестным режиссёром, но актёр увидел его картину «Девушки и ружья», пришёл к нему и сказал, что хочет у него сниматься. Лелуш был растроган таким отношением известного актёра и согласился.

После того как Лелуш изложил Трентиньяну общую идею фильма, тот сразу же согласился. Главную женскую роль первоначально было предложено сыграть Роми Шнайдер, однако знаменитая актриса категорически отказалась от этой работы. Обсуждая с Трентиньяном этот отказ актрисы, режиссёр сказал, что на эту роль очень подошла бы Анук Эме, известная по её работам в фильмах Федерико Феллини «Сладкая жизнь» и «Восемь с половиной». Выяснилось, что Эме была очень близкой подругой актёра, который и уговорил её сняться в фильме «Мужчина и женщина».

По словам Трентиньяна, фильм создавался очень необычно: «Диалоги целиком импровизировались и снимались, как хроника. Дублей не делали. Если казалось, что сцена неудачна, то от неё отказывались и снимали другую. В картине чувствуются свежесть и спонтанность. Но всё это относится только к форме. История же банальна и несерьёзна…».

Интересный факт: во время создания картины съёмочный процесс фиксировала телевизионная группа, делая о нём документальный фильм.

Первым человеком, не являющимся членом съёмочной группы и увидевшим фильм, стал продюсер Пьер Бронберже с женой и детьми. Лелуш обратился к нему с просьбой о дополнительном финансировании для проката фильма, обещая половину будущей выручки за предоставленные 200 000 франков, но тот фильм не оценил и отказался. Тогда режиссёр вынужден был обратиться к прокатчику постановочных исторических фильмов с репутацией «гангстера», который после просмотра согласился прокатывать фильм, если режиссёр оплатит печать всех копий, а также с условием, что в случае провала заберёт аванс на помощь производства фильма, однако Лелуш отказался.

После этого постановщик показал фильм Бобу Амону, который ранее дал 50 000 франков в качестве аванса для другого проекта, но Лелуш тайком от него использовал их на «Мужчину и женщину». После просмотра Амон не только не рассердился, но, растроганный, со слезами на глазах назвал фильм шедевром. Он предложил Лелушу за 10 % от будущих сборов продать картину компании «United Artists», что значительно способствовало бы продвижению фильма, в том числе и за рубежом.

«Мужчина и женщина» — это не только кинематографическая история любви. На съемках фильма между Анук Эме и Пьером Барухом, исполнителем роли умершего мужа Анны Готье, начался настоящий роман, закончившийся свадьбой, на которой присутствовала вся съемочная группа. Сам Клод Лелуш в своей книге признавался, что был тоже влюблен в Анук: «Какой мужчина устоит перед ней? Но из робости и в то же время из стремления показаться «джентльменом» я пропустил целых два дня, прежде чем признаться ей в моих чувствах».

P. S.

Несмотря на то, что фильм «Мужчина и женщина» не попал в список двухсот самых кассовых картин за всю историю французского проката, он до сих пор остается своего рода эталоном европейских фильмов о любви. В нем нет наигранности и пошлости, которых так часто не удается избежать многим современным мелодрамам. Это кинематограф, возведенный в ранг поэзии, где каждый кадр несет в себе особое настроение, мгновенно передающееся зрителям. Говорят, что, посмотрев фильм «Мужчина и женщина», люди выходили из кинотеатра молча. И многие – со слезами на глазах.

Лента

Рекомендуем посмотреть