История одного шедевра: затерянный среди скал Мартиросский пещерный монастырь – настоящее чудо армянской средневековой архитектуры - RadioVan.fm

Онлайн

История одного шедевра: затерянный среди скал Мартиросский пещерный монастырь – настоящее чудо армянской средневековой архитектуры

2021-10-29 21:15 , История Одного Шедевра, 1995

История одного шедевра: затерянный среди скал Мартиросский пещерный монастырь – настоящее чудо армянской средневековой архитектуры

Высеченные в скалах церкви выглядят поистине особенно, даже магически. О знаменитом Гегарде знают многие, хотя это и не единственный пещерный монастырь в Армении. Среди скал Вайоц Дзора затерялся еще один – Мартиросский. Несмотря на свою уникальность, церковь действительно фактически затеряна: вход скрыт за непримечательной деревянной дверью, и лишь осведомленный путешественник будет знать, что за ней – настоящее чудо средневековой архитектуры.

Где искать Мартиросскую церковь

Пещерный монастырский комплекс Мартирос находится в Вайоцдзорской области, неподалеку от села Мартирос, на правобережье неглубокого ущелья, по которому течет река Пшонк. Первым исследовать средневековую церковь начал епископ Саргис Джалалянц в XIX веке. После своих путешествий по Армении он успел опубликовать лишь две книги. В главе под названием «Мартирос, а в древности Летняя резиденция князя Проша» автор указывает местонахождение села, количество домов и историю его основания. Затем Джалалянц описывает высеченную в скале церковь и рассказывает о ее возведении. В работах других исследователей монастырский комплекс также носил название «Мартиросская церковь».

1 — Вход во внутрискальную часть комплекса монастыря Мартирос; 2 — проход из предпритвора в большой притвор; 3 — хачкар в предпритворе; 4 — световой проем и проемы в большом притворе; 5 — восточная часть северной стены большого притвора; 6 — восточная часть южной стены большого притвора; 7 — восточная стена большого притвора; 8 — стилизованный алтарь в восточной стене большого притвора; 9 — окантовочная ступенька в большом притворе; 10 — куполоподобный ердик — световое отверстие большого притвора; 11 — обработка сводов от подкупольного квадрата большого притвора; 12 — вид большого притвора из юго-восточного угла.

Писатель Каджберуни (Габриэл Тер-Ованнисян) в своих заметках 1879 года описывал, что в день посещения села был праздник Святой Богоматери и все сельчане отмечали его в скальном монастыре. Уже в XX веке Ерванд Лалаян указывает не только на «две вырытые в скале церкви», но и на наличие пещеры, именуемой «местом отшельника», в которой есть небольшой алтарь; а также на то, что перед храмами на левом берегу речки заметны развалины церкви и следы зданий, места для хранения зерновых, развалины двух мельниц. По его словам, так как население не являлось коренным и жителям не были известны предания о церквях, их называли в честь Святой Богородицы.

Когда построили монастырский комплекс

В ущелье Мартирос жили с давних времен: на это указывают развалины сел, старые кладбища, одиноко стоящие хачкары в радиусе четырех-пяти километров вокруг села Мартирос. Кроме того, одним из этих заброшенных поселений, скорее всего, является Охацим, упоминаемое с V века, в котором родился Овсеп Вайоцдзорци.

Обломки хачкара в предпритворе

Лапидарные надписи, сохранившиеся на памятниках большой и малой архитектуры, стали основным источником, рассказывающим о событиях прошлых веков. Итак, благодаря им известно, что эта область была вотчиной рода Прошян-Хахбакянов. Надпись 1283 года на хачкаре, установленном в центре села неподалеку от родника, гласит, что оно было основано Мхитаром сыном Дехка по приказу князя князей Проша Хахбакяна и его сына Амир-Хасана. Однако здесь речь скорее идет о благоустройстве поселения, так как сохранилось множество хачкаров более раннего периода.

Восточная стена с алтарем

Сам монастырский комплекс находится приблизительно в двух километрах к юго-востоку от села на правой стороне небольшого ущелья. Согласно одной из сохранившихся настенных надписей, он построен в 1286 году. Благодаря этой надписи также известны подробности возведения. В числе духовных правителей указаны патриарх Тер-Акоп и местный первосвященник Вайоц Дзора Тер-Саргис. В числе гражданских правителей отмечено три поколения из княжеского рода Хахбакянов: основатель ветви князь князей Прош, двое из оставшихся к тому времени в живых сыновей — Папак и Хасан, единственный внук — Эачи и его мать Тачер. Необходимо отметить, что дата — 1286 год — указывает на окончание строительства, так как Прош Хахбакян умер двумя годами ранее. Возведение осуществлено Маттеосом. Судя по разнице дат двух надписей, сделанных от имени одного и того же священника вардапета Маттеоса, — на хачкаре 1275 года и внутри церкви в 1286 году, — комплекс рыли не менее одиннадцати лет.

1 — Алтарная апсида церкви; 2 — северо-восточный придел церкви; 3 — лапидарная надпись 1286 г. над юго-восточным приделом церкви; 4 — северо-западный угол церкви; 5 — лапидарная надпись с указанием имени мастера Григорика; 6 — западная стена церкви; 7 — купол церкви; 8 — следы внешнего строения, защищающего вход от камнепадов; 9 — маленькая апсида внешней часовни.

Как устроена церковь в скале

Монастырский комплекс состоит из помещений, вырубленных в скале, а также внешних строений, близлежащих пещер и монастырского кладбища. Основная часть находится в скале и состоит из трех помещений: церкви, большого притвора и малого предпритвора.

Из внешних строений сохранились следы лишь двух. Первое из них располагалось над входом во внутрискальные помещения комплекса, по всей видимости, защищало от камнепадов. От второго сооружения, находящегося к югу от входа, сохранилась лишь маленькая апсида, вытесанная в скале. Об этом строении упоминали как о «месте отшельника».

Купол

Монастырское кладбище делится на две группы. Первая состоит из одиннадцати плоских прямоугольных надгробных плит, уложенных в три ряда, которые сейчас скрыты под слоем земли. Вторая группа находится на площадке перед входом во внутрискальные помещения. Среди плоских надгробных плит также имеется несколько хачкаров.

Слева: план монастыря. Справа: хачкары второй группы монастырского кладбища и надгробные плиты.

Источник

Лента

Рекомендуем посмотреть