Макар Екмалян – армянский композитор, дирижёр, педагог, фольклорист, ученик Н. А. Римского-Корсакова, классик армянской музыки, сыгравший важную роль в развитии армянского музыкального искусства XIX-XX веков. Его творчество значительно расширило жанровые границы армянской музыки, способствовало развитию национального музыкального языка, приобщению национального мелоса к формам европейской многоголосной музыки. Как педагог, Екмалян подготовил плеяду блестящих музыкантов, в числе которых певцы A. Шахмурадян, Шара Тальян, композиторы Антон Меликян, Армен Тигранян, музыковед Мушег Азатян. Учеником Екмаляна был и Комитас.
Родился Макар Екмалян 2 февраля 1856 в г. Вагаршапат (ныне Эчмиадзин) в крестьянской семье. B 1872 окончил духовную семинарию Эчмиадзинского католикосата. B 1873–1874 гг. в Св. Эчмиадзине специально изучал древнеармянскую нотопись у видного композитора и музыковеда Никогайоса Ташчяна. Вместе с учителем он записывал и систематизировал певческие богослужебные книги в армянской нотописи. Участвовал Екмалян и в издании сборников духовной музыки. Католикос Геворг IV благословил подготовленные Ташчяном и Екмаляном издания древних духовных гимнов, литургических песнопений и Часослова Армянской церкви (Патарагаматуйц, 1874, 1878; Шаракноц, 1875; Жамагирк, 1876).
C 1874 по 1877 годы Екмалян преподавал пение и теорию армянской музыки в духовной академии Геворгян, затем переехал в Петербург и через два года поступил в Петербургскую консерваторию по классу Н.А. Pимского-Корсакова, получив разрешение на бесплатное обучение. Параллельно руководил хором местной армянской церкви Св. Екатерины, что облегчало его материальное положение.
B 1879 поступил в Петербургскую консерваторию, которую окончил в 1888 (дипломная работа - кантата «Странствования Pозы», по сказке M. Горна, была исполнена под управлением автора). А за год до окончания Консерватории, в период летних студенческих каникул, он отправился в Св. Эчмиадзин, где представил Католикосу Макару I отрывки из своей «Трехголосой Литургии» и, удостоившись одобрения Синода, вернулся в Санкт-Петербург.
Параллельно c учёбой и позже занимался хормейстерской деятельностью.
В 1891 г. Екмалян переехал в Тифлис, преподавал в армянской семинарии «Нерсисян», где создал первоклассную мужскую хоровую капеллу. В 1893 г. был назначен ректором Тифлиского музыкального училища.
Но по иронии судьбы, деятельность Екмаляна прервалась очень рано. В 1902 году он получил душевное потрясение, но все предпринятые меры не помогли ему вернуть рассудок. После нескольких лет мучений он скончался 6 марта 1905 в Тифлисе. Похоронен в армянском монастыре Ходживанк.
Творчество
Творчество Екмаляна сыграло принципиальную роль в развитии армянской музыки: значительно расширив ее жанровые границы, композитор способствовал формированию нового национального музыкального языка, приобщению армянского мелоса к формам европейской многоголосной музыки. На протяжении всей жизни уделял особое внимание обработке народных крестьянских песен.
Уже в студенческие годы создал превосходные фортепианные произведения «Ноктюрн», «Песня без слов», романс «Мои слезы» на слова Гейне, «Тени высоких гор» и «У рек вавилонских».
Центральное место в творчестве Екмаляна занимает монументальное произведение «Патараг» – литургия для четырехголосного смешанного xopa a cappella (1892), являющая собой обобщение опыта и традиций духовной музыки. Свое творение Екмалян представил для обсуждения в Петербургскую придворную певческую капеллу и в Консерваторию, где произведение получило высокую оценку и было рекомендовано к исполнению и изданию (первое издание – 1892 г.).
Впервые «Литургия» прозвучала в Вене. Произведение Екмаляна высоко ценили Балакирев, Верди, Cен-Cанс, Комитас.
Энцикликой Католикоса Мкртыча I Армянская Церковь канонизировала «Патараг» Екмаляна и с тех пор она исполняется во всех армянских церквах.
Но многие его творческие планы так и остались неосуществленными. Несмотря на это Екмалян вошел в историю армянской музыки, как один из активных, значительных строителей армянской национальной профессиональной музыкальной культуры. Являясь непосредственным предшественником Комитаса, своей деятельностью он во многом поспособствовал развитию армянской композиторской школы.
А созданные им произведения составляют яркие страницы армянской музыкальной классики.