Армянская коллекция Метрополитен-музея в Нью-Йорке насчитывает более трёхсот единиц хранения — эти данные выдаёт поисковик по запросу «Армения». Один из экспонатов — хачкар XII века, созданный из базальта резчиками по камню в Лорийской области.
Армяне ещё в IV веке признали христианство своей государственной религией. Уже с VI века, после постановлений Халкидонского собора, Армения поддерживала независимую от всего мира христианскую традицию.
Армения в Средние века граничила в восточной части страны с Византией. В культурной традиции армян было изготовление и установка внушительных каменных крестов, называемых хачкарами [слово образовано из армянских корней «хач» — «крест», и «кар» — «камень». — Прим. авт.]. Эти стелы с изображением креста использовали в качестве памятников погибшим и отмечали места значительных событий в период средневековья.
Рассмотрим лорийский хачкар из коллекции Метрополитен-музея. О памятнике известно, что в XIII веке он попал в руки монголам, захватившим северную Армению в результате завоевательного похода. В советское время хачкар был найден, идентифицирован и помещен в Музее истории Армении в Ереване. Затем памятник отвезли в Нью-Йорк в качестве особого дара Армении Метрополитен-музею.
Сложно орнаментированная плетёными узорами рама на этом хачкаре содержит монументальный крест, покоящийся на головах четырех евангелистов.
Апостол Матфей, изображенный в виде тетраморфа-ангела, служит основанием креста. Его голова больше и выше, чем головы трёх других апостолов, вырезанных скульптором. Слева мы видим льва — это изображение святого Марка, а справа — вырезанный в профиль орёл (символ евангелиста Иоанна). Символическое изображение святого Луки в образе быка завершает композицию в центральной нижней части хачкара. Средневековый резчик оригинально решает композиционную задачу через рельеф головы быка, размещая её боком. Это позволяет вписать символы всех четырех евангелистов в небольшое прямоугольное пространство, предназначенное для обозначения апокалиптического сюжета — грядущего пришествия Христа.
В армянской традиции крест часто изображался в виде древа жизни, изобилующего декоративными растительными элементами. Хачкар из коллекции Метрополитен-музея — не исключение. Мы видим, как из всех четырёх конечностей креста буквально прорастают листья «вечной жизни», изображенные скульптором в виде сложных плетёных элементов.
Согласно одной из версий, сформированных историками искусства о сюжетах и символах в армянском изобразительном искусстве, плетёные орнаменты на рамах хачкара и самом кресте — это гибкая лоза — литургический элемент, напоминающий о Евхаристии, причащении вином и хлебом, телом и кровью Христа.
Интересная деталь — архитектурные элементы, выполненные в виде двух колонн с круглыми капителями. Это могут быть символические врата рая, откуда к нам снисходит Христос.
Согласно представлениям христиан, в XII веке, церковь представляла, как рай на земле, а крест воспринимался как древо жизни [древо жизни сохранялось в культуре ещё с урартских времён и дошло в многочисленных памятниках искусства. — Прим. авт.].
Считалось также, что хачкар несёт в себе таинство вечной жизни. Этот памятник напоминает нам о воскрешении, сопутствующему второму пришествию Христа (апокалиптичсекий сюжет). В пользу того, что изображён именно Апокалипсис, свидетельствуют четыре дивных тетраморфа, явившиеся библейскому пророку Иезекилю и описанные в «Откровении Иоанна Богослова». О присутствии райской символики сообщают зрителю парные птицы, изображенные по краям рамы хачкара в верхних углах.