История одного шедевра: почему Дали взял «Метаморфозы Нарцисса» с собой в Лондон, когда отправлялся на встречу с Зигмундом Фрейдом? - RadioVan.fm

Онлайн

История одного шедевра: почему Дали взял «Метаморфозы Нарцисса» с собой в Лондон, когда отправлялся на встречу с Зигмундом Фрейдом?

2021-10-20 23:44 , История Одного Шедевра, 2736

История одного шедевра: почему Дали взял «Метаморфозы Нарцисса» с собой в Лондон, когда отправлялся на встречу с Зигмундом Фрейдом?

«Я раб журчащих вод, я пленник отраженья, Влекущего мой взор до головокруженья!». Так писал о влюбившемся в свое отражение Нарциссе Поль Валери. Один из наиболее популярных, этот миф за века оброс многочисленными трактовками. В эпоху Ренессанса Нарцисса даже провозгласили изобретателем живописи!

Особую популярность легенда приобрела в модернистском искусстве, поскольку возрос интерес к роли подсознания в творческом процессе, и в этом случае вода уже не только отражает облик прекрасного юноши, но и символизирует глубины его души. Вглядываясь в отражение, Нарцисс пытается проникнуть в собственное подсознание. И вовсе неудивителен интерес Сальвадора Дали к этой теме…

Сальвадор Дали. Метаморфозы Нарцисса, 1937г

Эта небольшая картина имела особое значение для Сальвадора Дали, была ключевым мифом, на котором строится «далинистская мифология», достаточно откровенной, чтобы претендовать на такой статус, и достаточно запутанной, чтобы не выдать всю правду. Дали взял ее с собой в Лондон, когда отправлялся на встречу с Зигмундом Фрейдом. Хотел продемонстрировать картину самому знаменитому исследователю бессознательного, кумиру своей юности. Похвастать перед Фрейдом глубиной погружений в собственную голову и смелостью, с которой демонстрировал обнаруженные там в избытке детские комплексы.

Чтобы все прояснить и еще надежней запутать, Дали написал к картине длинную сопроводительную поэму, в которой дает точную инструкцию о том, как на нее смотреть. Отойти подальше и, глядя пристально-рассеянным взглядом, ждать, когда настанет момент истины мифа, метаморфоза – фигура Нарцисса исчезнет, растворится, и из ее тени возникнет очертание руки, держащей семя. Из этого семени вырастет новый нарцисс – теперь уже цветок. Очертания руки в точности повторятся в известняковой статуе, держащей яйцо, из которого уже прорастает цветок.

Эта картина и эта поэма – первые в истории, созданные в соответствии с паранойя-критическим методом, утверждает Дали. Этот метод, собственное изобретение художника, был вызовом сюрреалистическому автоматическому методу. Метод Дали активен и господствует над реальностью, перекраивает ее в соответствии с игрой мыслей, словесными каламбурами, соединением разных образов и культур. Автоматизм, который проповедует Бретон (предводитель сюрреалистов), - метод пассивный, при котором художник или поэт подчиняется реальности, берет, не раздумывая, все, что она готова ему предложить, и послушно переносит этот поток в произведение. Одним словом, мозг Дали постоянно бодрствует и порождает математически точные образы, а остальные сюрреалисты бредят во сне и этим бредом делятся со всеми. Дали слишком умен, чтобы просто бредить. И достаточно безумен, чтобы еще нуждаться в каких-то специальных приемах вроде автоматического письма.

«Метаморфозы Нарцисса» - лучший пример паранойя-критического метода. Но обязательно в связке с поэмой. В ней Дали разбрасывает хлебные крошки, по которым можно отправиться в захватывающее путешествие и распутать ход его фантазии. Прекрасный Нарцисс постепенно тонет в собственном отражении, не в силах от него отвести взгляд – известный миф. Нарцисс-цветок растет из луковицы. У кадакесских рыбаков есть пословица: «Луковица в башке проросла». Когда так говорят о человеке, имеют в виду то самое, что в психологии зовут комплексом. Образ готов:

…О недвижный Нарцисс!

Как неспешно и как плотоядно

поглощает тебя отраженье -

так травы сгрызают тело.

И тебя уже нет.

Ты незрим.

Ничего не останется. Только белый эллипс -

тень твоей головы кудрявой.

Лишь еще нежнее,

еще бережней ее стиснут пальцы -

легкие водные струйки,

пальцы той неощутимой руки,

что к тебе простирает омут,

жадной, призрачной, грозной,

смертельно опасной руки -

отраженья твоей.

И когда голова твоя

рухнет,

канет,

взорвется,

расколется

и разлетится,

снова, снова и снова

родится цветок -

Нарцисс.

Дали остается сделать последнее признание и окончательно все прояснить и все запутать. На это наводят последние строки поэмы о Нарциссе, написанной художником к своей картине:

Знаешь, Гала

(а, впрочем,

Конечно, знаешь)

это — я.

Да, Нарцисс — это я.

По материалам artchive.

Лента

Рекомендуем посмотреть