История одного шедевра: фильм Чарли Чаплина «Великий диктатор» -проявление гражданского мужества во времена, когда нельзя молчать - RadioVan.fm

Онлайн

История одного шедевра: фильм Чарли Чаплина «Великий диктатор» -проявление гражданского мужества во времена, когда нельзя молчать  

2021-10-15 21:46 , История Одного Шедевра, 272

История одного шедевра: фильм Чарли Чаплина «Великий диктатор» -проявление гражданского мужества во времена, когда нельзя молчать

15 октября 1940 года в Нью-Йорке состоялась премьера одной из самых ярких антинацистских и высмеивающих тоталитаризм комедий в истории кино – «Великого диктатора» Чарли Чаплина.

В этой картине Чаплин не только едко высмеял Адольфа Гитлера и его окружение, но и навсегда распрощался с эпохой немого кино и со своим легендарным персонажем – маленьким бродягой. Фильм имел колоссальный успех в США и в Европе, ведь моменту премьерного показа реальный Адольф уже втянул половину Европы в войну, добился капитуляции Франции и бомбил с воздуха Великобританию. «По-настоящему выдающаяся работа поистине великого художника и с определенной точки зрения, пожалуй, самый значительный фильм из когда-либо созданных», - написала по поводу премьеры газета The New York Times.

Замысел комедии о Гитлере возник у Чаплина еще в 1937 году, через четыре года после прихода нацистов к власти в Германии и за два года до начала Второй мировой войны.

Идею снять комедию о диктаторе и его двойнике Чаплину предложил британский режиссер Александр Корда, который обратил внимание на общие черты британского комика и лидера нацистов. Оба были ровесниками (Чаплин старше Гитлера всего на четыре дня), оба начали жизнь в бедности и достигли колоссального успеха каждый в своей сфере.

Наконец, Чаплин не раз иронично возмущался, что Гитлер «украл у него усики», которые еще в 1910-х годах стали неотъемлемой частью образа маленького бродяги. Один из сыновей Чаплина – Чарльз Спенсер Чаплин III – в своей книге «Мой отец Чарли Чаплин» также рассказывал, что его отец часто задумывался о курьезном сходстве между собой и Гитлером.

«Их судьбы были как противоположные полюса. Один заставил миллионы людей рыдать, в то время как другой заставил весь мир смеяться. Отец никогда не мог думать о Гитлере без дрожи, частично от ужаса, частично от изумления. «Только подумай, - задумчиво говорил он, - он безумец, а я комик. Но ведь все могло сложиться по-другому», - писал Чаплин-младший.

Замысел Чаплина укрепился после просмотра пропагандистского фильма Лени Рифеншталь «Триумф воли», посвященного съезду НСДАП в Нюрнберге в 1934 году.

То, что великий комик взялся за такую трудную и деликатную тему, удивило многих. Но это решение было из категории неизбежных. «Нет ничего смешнее в мире для меня, чем высокопоставленные хвастуны и выскочки, - пояснял Чаплин свою кинематографическую концепцию в ту пору, когда Гитлера еще не все воспринимали как всемирную угрозу. - Чем больше выскочка, которого ты берешь в оборот, тем больше шансов снять смешной фильм - и было бы трудно найти другого выскочку гитлеровского калибра». Позже Чаплин скажет, что он не смог бы так высмеивать Гитлера, если бы уже тогда был известен весь масштаб нацистского террора.

«Если бы я знал об ужасах в немецких концлагерях, я не смог бы снимать «Великого диктатора», - признался он в своей автобиографии после окончания Второй мировой войны.

Съемки начались в сентябре 1939 года, через неделю после начала войны, а завершились через полгода, когда Франция была оккупирована нацистскими войсками.

Наблюдая за нарастающим напряжением в Европе, Чаплин уже в ходе съемок решил изменить финал комедии и завершить ее пламенной шестиминутной речью еврея-парикмахера, которого ошибочно принимают за диктатора Хинкеля.

«Солдаты, не сражайтесь за рабство, сражайтесь за свободу!», - говорит он, обращаясь к готовым идти на войну войскам.

В фильме высмеивается не только Гитлер (диктатор Томэнии Аденоид Хинкель), но также Бенито Муссолини (диктатор Бактерии Бензино Напалони), Йозеф Геббельс (министр Гарбич) и Герман Геринг (министр Херринг).

На тот момент США еще не вступили в войну, и у Гитлера в этой стране было немало сторонников, в том числе среди влиятельных людей. Чаплину даже начали приходить письма с угрозами, и испуганные студийные боссы пытались уговорить его прекратить работу над картиной.

Однако в итоге за фильм вступился президент США Франклин Рузвельт: он отправил к Чаплину своего советника Гарри Хопкинса, который убедил его продолжить съемки.

«Конечно, если бы я знал тогда о подлинных ужасах немецких концлагерей, я не смог бы сделать «Диктатора», не смог бы смеяться над нацистами, над их чудовищной манией уничтожения», - уже после войны Чаплин признавался в своей автобиографии.

«Великий диктатор» имел огромный успех в американском прокате – фильм собрал почти 5 млн долларов и в итоге стал самым кассовым фильмом Чаплина.

При этом во многих странах фильм был запрещен: в частности, его не смогли увидеть зрители в Испании, Японии и ряде латиноамериканских стран, власти которых симпатизировали нацистам. Во Франции фильм впервые был показан в 1945 году, после освобождения Парижа.

Разоблачение Чаплиным фашистского пропагандистского цирка, который он изучал по кинохронике из «третьего рейха», было настолько точным, а его насмешка над диктаторами настолько меткой, что «Великий диктатор» был запрещен и в Испании – вплоть до смерти генерала Франко в 1975 году. Сталину комедии Чаплина нравились, но после закрытого просмотра для членов правительства этот фильм так и не вышел в СССР в кинопрокат.

А вот в Германии первый показ фильма был организован летом 1946 года военным командованием США. Пришедшие на сеанс жители Берлина думали, что им покажут голливудскую мелодраму «Китти Фойл», но вместо этого киномеханик к их изумлению запустил «Великого диктатора».

Немецкие зрители на показе фильма «Великий диктатор», 1946 год

Реакция на картину в ходе этого экспериментального показа была очень неоднозначной, и в широкий прокат в Германии фильм был выпущен только через 12 лет, в 1958 году.

В документальном фильме «Бродяга и диктатор» (2002) утверждается, что и самому Гитлеру все же удалось посмотреть комедию, однако какова была его реакция, неизвестно. Сам Чаплин говорил, что отдал бы все, чтобы узнать, что Гитлер думает о фильме.

В 1943 году, после появления очередной фотографии Гитлера, американское издание New York Times обратило внимание на то, что на фоне напряженной ситуации на фронтах и внутри Рейха лицо фюрера стало как никогда похожим на чаплинский образ диктатора.

«В нем есть что-то шутовское… Отвисшая челюсть, мешки под глазами, ярко выраженный двойной подбородок – это не потрет самодовольного победителя, это портрет человека в отчаянии», - писала газета.

Вскоре после премьеры фильма образы из него появились на фреске знаменитого мексиканского художника-муралиста Диего Риверы «Панамериканское единство», которая сегодня находится в Городском колледже Сан-Франциско.

Диего Ривера. Панамериканское единство, 1940г

На одной из панелей гигантского полотна изображен Чаплин в образе еврея-парикмахера, а над ним из облака выплывает «троица тиранов»: Адольф Гитлер, Бенито Муссолини и Иосиф Сталин.

В заключение добавим: в 1941 году «Великий диктатор» был номинирован на пять «Оскаров», но не получил ни одного. В 1972 году, за шесть лет до своей смерти, Чарли Чаплин был удостоен почетного «Оскара» за вклад в кинематограф.

В ряду его шедевров этот фильм стоит особняком - как проявление гражданского мужества во времена, когда нельзя молчать.

В публикации использованы материалы ВВС и Deutsche Welle.

Лента

Рекомендуем посмотреть