Поскольку сегодня, 15 октября, отмечается Международный день белой трости – символа незрячего человека, сегодня мы решили рассказать о человеке, который несмотря на свои ограниченные возможности, сумел не только стать выдающимся музыкантом, но и помочь многим детям, имеющим тот же недуг, научиться музыке.
Выдающийся армянский композитор Никогайос Фаддеевич Тигранян посвятил свой талант развитию армянской национальной музыки, заложил основу армянской новой профессиональной музыки и композиторской школы. В числе первых армянских композиторов он начал собирать народные танцевальные мелодии и песни: являясь современником Т. Чухаджяна, Х. Кара-Мурзы, М. Екмаляна и Комитаса, Тигранян вместе с ними заложил основу армянской классической музыки.
Также Тигранян первым записал средствами европейской музыки сложные формы мугамов и обработал эти сокровища народного творчества для фортепиано, голоса, скрипки, камерно-инструментальных ансамблей, симфонического оркестра и оркестра народных инструментов. В богатом творческом наследии композитора особенно ценны обработки танцев для фортепиано. Многочисленные и многообразные они положили начало развитию армянской фортепианной музыки. Деятельность Никогайоса Тиграняна не ограничивалась рамками армянской музыки, он неоднократно обращался и к музыке соседних народов - азербайджанцев, грузин и персов. «Большой музыкант-востокопевец» - так назвал Тиграняна классик армянской музыки Александр Спендиаров.
Никогайос Тигранян
Город Александрополь (ныне Гюмри), где 31 августа 1856 года родился Никогайос Тигранян и где он прожил большую часть своей жизни, славится богатейшим фольклором, живыми традициями народного песнетворчества, своеобразной ашугской культурой. Отец композитора - Фаддей Назаретович Тигранян был военным, а мать - Ерануи Гороянц была широко образованной женщиной. Родители композитора интересовались не только восточной, но и европейской музыкой, постепенно проникавшей на Кавказ. Семья Фаддея Тиграняна была многочисленной - 10 детей (9 сыновей и одна дочь).
Семья Никогайоса Тиграняна. Будущий композитор – второй справа
Рано стали проявляться музыкальные способности Никогайоса Тиграняна. Уже в шесть лет его отдают в Александропольскую армяно-католическую школу. Но тяжелая болезнь - в девятилетнем возрасте он заболел оспой – на всю жизнь лишает будущего композитора зрения.
Родители, глубоко переживавшие за сына и озабоченные его судьбой, решили во что бы то ни стало дать ему образование. В Александрополе в то время не было соответствующих школ для слепых детей, и родители решили о помещении сына в школу для слепых детей в другом городе. В 1973 году в Вене должен был состояться всемирный медицинский конгресс. Родители Тиграняна, не теряя надежды вернуть сыну зрение, везут его в столицу Австрии. После тщательного осмотра, врачи заявили о невозможности возвратить мальчику зрение и посоветовали поместить его в Венский институт для слепых. Здесь их вначале постигла неудача: Никогайоса Тиграняна как иностранца не приняли в институт. После долгих хлопот директор Института профессор Пабласек соглашается взять его в свою семью, предоставив ему ему возможность полного курса обучения. В Институте для слепых в Вене Тигранян проходит обширную программу общеобразовательных предметов рамках среднего учебного заведения по усовершенствованным пособиям для слепых. У профессора Венской консерватории Шеннера Тигранян изучает теорию музыки, гармонию и основы композиции, совершенствуясь при этом в игре на фортепиано.
В период учебы в Институте будущий композитор настойчиво и серьезно изучает Баха, Бетховена, Шумана, Листа, Мендельсона. В качестве вспомогательного предмета он проходит курс игры на скрипке, а также изучает технику настройки и реставрации инструментов. В 1880 году, получив музыкальное образование по программе Венской консерватории, Тигранян возвращается в Александрополь, и с колоссальной энергией и воодушевлением приступает к собиранию, изучению и обработке лучших образцов восточной музыки, которую он имел возможность слышать от сазандаров, певцов и ашугов. Средствами европейской музыки Тигранян тонко и умело обрабатывает народные мелодии, бережно сохраняя их ладо-интонационные особенности и богатый метро-ритмический строй, ставя перед собой целью сделать их достоянием профессионалов музыки в Армении, в России и в Западной Европе. В 1880-1890 Тигранян занялся обработкой мугамов. В этом отношении композитору очень повезло: его тетя (сестра матери) была замужем за известным таристом, прекрасным знатоком и исполнителем восточных мелодий Агамалом Мелик-Агамаляном, с исполнения которого записаны и обработаны Тиграняном все его мугамы: («Баяти Курд», «Баяти Шираз», «Новруз Араби», «Шахназ», «Геджас», «Эйдари» и другие). В это же время Тигранян создает сборник обработок армянских народных танцев для фортепиано.
В 1893 году Тигранян едет в Петербург, где стажируется и совершенствуется у профессора Петербургской консерватории Николая Соловьева. В Петербурге композитор изучает произведения Глинки, Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова. В период 1895-1898 гг. Тигранян успешно концертирует как пианист в городах России, Грузии, Армении. На концертах он исполняет свои обработки армянских народных танцев и мугамы. В 1922 году в Гюмри Тигранян открывает школу для слепых детей и назначается ее директором. В 1934 композитор переезжает в Ереван, где продолжает занимался преподавательской деятельностью и изданием своих музыкальных произведений. Здесь он проживет до конца своей жизни: композитор скончался в 1951 году.
Бюст Никогайоса Тиграняна в Гюмри
Дружба с Комитасом
О большой дружбе между Комитасом и Тиграняном свидетельствуют воспоминания Тиграняна о Комитасе, письма, написанные ему Комитасом. Первое их знакомство состоялось в 1899 году. При возвращении из Берлина в Эчмиадзин Комитас заехал в Гюмри к Тиграняну и остановился у него на несколько дней. Проводя все свои дни в содержательных беседах о характере восточной музыки, они обсуждали также вопросы стиля и формы армянских народных песен и танцев, мугамов. Уже с первой встречи композиторы становятся большими друзьями. … «Когда Комитас приходил к нам,- вспоминает Тигранян, - наш дом принимал торжественный вид». Комитас же при каждой встрече с Никогайосом Тиграняном имел привычку повторять «пришел воспользоваться музыкальной сокровищницей Никогайоса Тиграняна». Тиграняну импонировало творчество Комитаса. «Я не знаю никого другого, - говорил он, - который бы так глубоко чувствовал и понимал дух и характер нашей народной музыки, как Комитас».
Обработки народных танцев для фортепиано
Среди творческого наследия Тиграняна наиболее значительное место занимают обработки народных танцев для фортепиано, сыгравшие исключительно важную роль в формировании национального стиля армянской фортепианной музыки. Тигранян поднял эту область национальной музыки на качественно совершенно новую ступень. Его произведения по существу явились первыми образцами армянской фортепианной литературы, в которых национальная определенность музыкально-образного строя и языка оказались выраженными с несомненной отчетливостью и художественной убедительностью. Фортепианные танцы Тиграняна, впервые появившиеся в конце 80-х годов, в период, когда велась интенсивная работа по собиранию, записи и обработке национального фольклора, непосредственно связаны с народно-музыкальным творчеством. Они всецело основываются на армянском городском фольклоре, на его ладо-интонациях, в частности, на народно-ашугских мелодиях, бытующих в его родном городе Александрополе. Тиграняном было обработано для фортепиано 25 танцев. В обработке танцев Тигранян обычно не выходит за пределы народной мелодии, не вносит в нее существенных изменений. В каждом из них композитор немногими, но четкими штрихами стремится подчеркнуть народную, ладо-интонационную основу, красоту и неповторимое своеобразие мелодического, особенно ритмического строения. «В танцах, -пишет композитор, - ритмом передаются различные состояния танцующих, начиная от лихости и энергии и кончая плавностью».
Следует особо подчеркнуть, что попытка передачи на фортепиано специфических особенностей восточных инструментальных и вокально-инструментальных ансамблей (тембровых, ритмических, интонационных, многоголосной фактуры) осуществлена впервые в армянской музыке Тиграняном в его обработке народных танцев. Композитору удается выявить музыкальными средствами особенности хореографического рисунка народного танца, раскрыть его образно-эмоциональное содержание. Таким образом, каждая пьеса превращается в самостоятельную картину народной жизни.
Наследие
В своих обработках Тигранян стремился сохранить «верность духу подлинника», передать специфику народного инструментального интонирования, гармонии многоголосия, ладовых особенностей народного мелоса, своеобразной пластики народных танцев.
Многие образцы народной музыки, которая бытовала в городах Закавказья в 19 и начале 20 века, сохранились именно благодаря записям и обработкам Никогайоса Фаддеевича Тиграняна.
Личные вещи и награды Никогайоса Тиграняна. Музей литературы и искусства имени Егише Чаренца
Найденные Тиграняном способы записи и обработки народных мелодий, а также применявшиеся им принципы формообразования получили дальнейшее развитие в сочинениях многих армянских композиторов.
Записанные и обработанные Н. Ф. Тиграняном народные мелодии использовали в своих сочинениях А. А. Спендиаров, M. M. Ипполитов-Иванов, Г. А. Казаченко, Р. М. Глиэр, А. Т. Тигранян, С. В. Бархударян, А. С. Айвазян, А. И. Хачатурян и другие известные композиторы.
За свою музыкально-просветительскую деятельность Никогайос Фаддеевич Тигранян удостоился Бронзовой медали на Всемирной выставке в Париже (1900) как «пионер по собиранию и обработке восточных мотивов».
Признание заслуг
Народный артист Армянской ССР (1933г)
Герой Труда (1936)
Орден Трудового Красного Знамени (1939)
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
В публикации использованы материалы secretsofarmenia.