Мгер Абегян — один из лучших армянских живописцев. Его работы удивительны, их можно созерцать часами. Сегодня мы рассмотрим серию женских образов, вписанных в пейзаж.
Самая известная картина из этой серии — «Мать Армения». Мы видим молодую женщину, она обнимает рыжеволосого мальчика, стоящего на капители. Мальчик — символ будущего, и не случайно он стоит на покрытом орнаментом камне. Капитель символизирует богатое прошлое, на которое опирается все лучшее, что народ несет с собой сквозь века. За спиной у женщины — ущелье, пропасть меж двух цветущих долин. Как вы поняли, она символизирует Геноцид. Картина была очень популярна в Армении, ее тиражировали на календарях и блокнотах, носили в виде вышивок на сумках и одежде. Позже Абегян создал гравюру с тем же сюжетом.
Мгер Абегян. Мать-Армения, 1972г. Национальная Галерея Армении
Очевидно, что на этот образ художника вдохновляла конкретная женщина. Но кто она? Впервые не очень похожий, но близкий сюжет появляется на картине «Вечер», написанной в 1964 году. Совсем юная крестьянка спешит домой с корзиной винограда — ей нужно успеть до заката. У нее за спиной — прекрасная долина, окруженная горами. Кажется, именно эта девушка постепенно взрослеет на полотнах мастера.
И в этом легком образе, с простым севанским пейзажем тоже она. Спокойное, величавое лицо, кувшин в руках — она чем-то напоминает легендарную Цовинар, мать Санасара и Багдасара.
Триптих «Хлеб»
Абегян написал два триптиха, «Хлеб» и «Армения». На первом триптихе крестьянка несет снопы пшеницы. Ее окружают высокие скалы, напоминающие башни. «Армения», несомненно, одно из лучших произведений Абегяна. Женщина сидит перед скатертью, заставленной плодами. У нее уверенная поза, властный и даже немного грозный вид. Кажется, перед нами никто иной, как сама мать Анаит.
Секрет абегяновской Прекрасной Дамы раскрыт в последней, самой поздней работе мастера: «Памяти Лусик Абегян», написанной в 1987 году.
Здесь героиня изображена не юной, но очень молодой женщиной. Она несет корзину с коробочками хлопка. За ее спиной долина, в центре которой возвышается одинокая скала, напоминающая Вавилонскую башню. На вершине башни видны крыши домов, там кто-то живет. Башня-скала точно такая же, как на триптихе «Хлеб», она упирается в облака — возможно, это новое небесное обиталище Лусик, любимой супруги художника.
Портрет Лусик Абегян в голубом он написал в 1947 году. Уже здесь она выглядит гораздо старше образов, созданных Абегяном в семидесятые и восьмидесятые. Второй портрет не датирован, он явно еще более поздний. Удивительно, как любовь супруга сохранила образ любимой женщины на полотнах, как он хранил ее красоту, воплощая вновь и вновь на новых картинах.