История любви, породившая шедевры: Марианна Веревкина и Алексей Явленский – трагедия двух художников (часть 1) - RadioVan.fm

Онлайн

История любви, породившая шедевры: Марианна Веревкина и Алексей Явленский – трагедия двух художников (часть 1)

2021-10-08 20:41 , История любви, породившая шедевры, 1579

История любви, породившая шедевры: Марианна Веревкина и Алексей Явленский – трагедия двух художников (часть 1)

В 1891 году Марианна Веревкина познакомилась с Алексеем фон Явленским, молодым художником, как и она, учеником Репина, который стал для нее смыслом жизни на долгих тридцать лет. Женщина смелая и увлекающаяся, талантливая художница, она в первую очередь искала в мужчинах острый ум и талант. А Явленский умел очаровывать…

Сын потомственного военного, Алексей фон Явленский был вынужден принести свой талант на алтарь чаяний отца. Желание заниматься живописью пришлось отложить на неопределенный срок, и после смерти отца Алексей был вынужден погрузиться в военную карьеру. Новоиспеченный выпускник военного училища, лейтенант Явленский предпринял все возможные шаги для перевода из Москвы в Санкт-Петербург — в столице офицеры имели возможность посещать Академию художеств. Это был отличный шанс на профессиональное обучение живописи для небогатого отпрыска дворянского рода, и Явленский им воспользовался.

Алексей Явленский. Автопортрет в шляпе, 1893г

Если учиться — то у лучших: Алексей поступил вольным слушателем в класс Ильи Репина, а позже стал бывать у учителя в мастерской. Именно здесь он познакомился с молодой художницей, женщиной необычной во всех отношениях — Марианной Веревкиной, дочерью коменданта Петропавловской крепости, которую их общий учитель уважительно называл «русским Рембрандтом». Импозантный и привлекательный военный вскоре стал завсегдатаем студии Марианны, где собирались шумные и веселые компании художников и артистов. Бывали здесь Константин Сомов и Николай Рерих, заезжали Филипп Малявин и Осип Браз.

Марианна Веревкина. Портрет девушки в русском костюме, 1888г

«Талант его признавали, но особых успехов он не делал… Я полюбила его искусство и захотела помочь ему. Он мне понравился, хотя я знала, что он легкомысленный человек и ловелас» — так отзывалась Веревкина об Алексее фон Явленском. Обладая огромными знаниями в истории живописи и оригинальным взглядом на искусство, Марианна привлекала окружающих остротой ума и живостью характера. Красотой она не блистала, но это с лихвой окупалось отменной эрудицией и смелостью высказываний, а также несомненным художественным талантом. Трагический случай на охоте, произошедший с Марианной в 1888 году, в ходе которого она чуть не лишилась двух пальцев на правой руке, не сломил ее желания заниматься живописью, и после долгой реабилитации она вновь встала к мольберту.

Илья Репин. Марианна фон Веревкина. 1888г

На признания Алексея в любви Марианна отвечала заверениями в искренней дружбе. Генерал от инфантерии Веревкин, зная спокойную уверенность дочери в общении с военными, не мог, впрочем, не отметить повышенный интерес молодых людей друг к другу. Но на все тревожные вопросы заботливого отца Марианна отвечала легко и шутливо — мол, волноваться не о чем, и замуж она не собирается. Явленский и Веревкина много общались, вместе работали в ее студии, вместе отправились на пленэр в имении Верeвкиных Благoдать…

Марианна Веревкина. «Автопортрет в матросской блузе». 1893г

Позже, в своих воспоминаниях Марианна писала: «Явленский осквернил меня, хотя смелости взять меня у него не хватило. Что мне оставалось делать со своей жизнью? Всe рассказать отцу и тем самым убить его? Вынудить моих братьев к дуэли?.. Прогнать Явленского? Я была обесчещена в собственных глазах и решила молчать, потому что с такой тайной на совести для меня не мог существовать никакой другой мужчина».

Алексей Явленский в мастерской Марианны Веревкиной. 1893 год

Что произошло между Марианной и Алексеем, мы не знаем. Но этот момент, наверняка неприглядный, переломный, мучительный, не оттолкнул их друг от друга, а наоборот — сблизил, но все-таки на очень странный, на современный взгляд, манер. Марианна решила «покрыть свой позор» славой и любовью и поставила перед собой цель — сделать из Явленского великого художника. Явленский был вынужден согласиться на ее условия и отказаться от физической близости, которая так претила Марианне. Их отношения выстраивались на творческом единении, на общности взглядов, на вере Марианны в гениальность избранника.

Алексей Явленский. Блондинка, 1894г

Мечта Явленского о европейском художественном образовании, в конце концов, исполнилась. В 1896 году, после кончины отца, Марианна получила пенсию — 7 тысяч рублей в год — и стала состоятельной и независимой женщиной. Все пути разом открылись, но прежде Явленскому надо было выхлопотать выход в отставку. Имея большие связи среди друзей отца, Марианна справилась с этой задачей, и Явленский был освобожден от военной службы «по состоянию здоровья» в чине старшего лейтенанта. После обсуждения маршрута была избрана школа Ашбе, а значит — Мюнхен, куда Алексей, Марианна и ее юная горничная Елена Незнакомова прибыли 27 октября 1896 года. Они поселились в доме на Гизелаштрассе, 23 и стали обживаться на новом месте.

По материалам artсhive.

Лента

Рекомендуем посмотреть