Важная составляющая культуры Армении на протяжении тысячелетий: история армянской архитектуры (часть 3) - RadioVan.fm

Онлайн

Важная составляющая культуры Армении на протяжении тысячелетий: история армянской архитектуры (часть 3)

2021-10-07 21:19 , Минутка истории, 1089

Важная составляющая культуры Армении на протяжении тысячелетий: история армянской архитектуры (часть 3)

Продолжение

В IX веке в Армении сформировался тип мемориального памятника — хачкар, ставший уникальным явлением в художественной культуре Средневековья. Хачкары по своему богатейшему декору — явление специфически армянское, незнакомое искусству даже для соседних народов.

В армянском зодчестве IХ–ХIV веков важное место занимают монастырские комплексы, в которых возводились многочисленные здания светского назначения — gavit (своеобразные притворы, служившие также залами собраний и усыпальницами), школы, библиотеки и книгохранилища, трапезные, жилые дома. В притворах и трапезных зодчие основное внимание уделяли разработке интерьера и достигали в этом деле замечательных результатов особенно в бесстолпных постройках с перекрытием на перекрещивающихся арках. Это — совершенно новые архитектурные решения, найденные без влияния извне, подсказанные формами народной архитектуры.

Лучшими архитектурными ансамблями Армении этого времени являются основанные в Х веке монастыри Ахпат и Санаин, а также Гегард (с замечательными пещерными сооружениями), Ованаванк, Сагмосаванк, Гандзасар, Кечарис, Гошаванк, Агарцин, Нораванк, Аричаванк.

Гегард

Трехъярусная церковь «Буртелашен» (1339 г.) в монастыре Нораванк украшена рельефами, изображениями Богоматери с архангелами и Христа с апостолами. Эти скульптурные композиции, как и аналогичный барельеф в церкви Арени (1321 г.), были творениями выдающегося средневекового архитектора, скульптора и художника-миниатюриста Момика, автора самих сооружений.

Архитектурное наследие армянского народа свидетельствует о высокоразвитой строительной культуре. Мастерство строительного исполнения, в особенности техника производства каменных работ, были доведены народными мастерами до совершенства, а слава армянских зодчих и искусных мастеров каменного дела заслуженно распространилась далеко за пределы их родины, вследствие чего многих приглашали для выполнения каменных работ на стройках других стран.

В силу неблагоприятных политических и экономических условий в ХV–XVI веках строительство в Армении почти замерло. В этот период архитектура развивалась в армянских поселениях других стран. Лишь в начале ХVII века сложились относительно благоприятные условия для восстановления страны и возобновления строительной деятельности. Характерными особенностями архитектурных комплексов Армении XVII–XVIII веков являются: органическое сочетание двух разных композиций — религиозного центра и оборонительного сооружения, организация ансамбля вокруг одной доминанты — церкви. Таковы ансамбли монастырей Мец Анапат в Татеве, Сурб Геворг в Мугни, Хор-Вирап. Широкое распространение в XVII–XVIII веках получил тип колокольни в виде ярусной вышки (Эчмиадзин, Ахтамар, Агулис).

Освобождение Восточной Армении от персидского ига и ее присоединение в 1828 году к России внесли коренные изменения в градостроительство и в типы сооружений. Получили регулярную планировку, согласно генеральным планам, города Ереван, Александрополь, Горис. Под влиянием развивавшегося капитализма появились новые для Армении виды зданий — банки, европейского типа гостиницы, театры, магазины и рестораны. Все они возводились в стиле классицизма ХIХ века. В отличие от них был сохранен национальный характер архитектуры церквей и жилища. В целом в исторически короткий промежуток времени в ХIХ – начале ХХ века армянская архитектура из средневекового периода своей истории перешла в новую фазу развития, создав предпосылки для действительного возрождения в ХХ веке.

Традиции армянского строительного искусства сохранялись и в новых социально-экономических условиях на протяжении всего ХХ века и вплоть до настоящего времени. Используя богатый опыт своих предшественников, известные армянские зодчие создали целый ряд архитектурных комплексов, выдержанных в стиле национальных традиций с использованием местных традиционных строительных материалов: туфа, базальта, гранита, травертина. Таковы — ереванская площадь Республики с Домом правительства (архитектор Александр Таманян), Мемориальный комплекс «Сардарапат» (автор — народный архитектор Рафаел Исраелян, скульпторы — Аршам Шагинян, Самвел Манасян и Ара Арутюнян), Мемориальный комплекс «Цицернакаберд» памяти жертв Геноцида армян 1915 года (архитекторы — С. Калашян, А. Тарханян), здание Матенадарана (архитектор М. Григорян), здание винного комбината «Арарат» (архитектор Р. Исраелян) и многие другие, а также многочисленные административные и жилые здания, украшенные деталями национальной архитектуры.

Источник

Лента

Рекомендуем посмотреть