Важная составляющая культуры Армении на протяжении тысячелетий: история армянской архитектуры (часть 1) - RadioVan.fm

Онлайн

Важная составляющая культуры Армении на протяжении тысячелетий: история армянской архитектуры (часть 1)

2021-10-05 21:00 , Минутка истории, 1881

Важная составляющая культуры Армении на протяжении тысячелетий: история армянской архитектуры (часть 1)

На протяжении тысячелетий архитектура была важной составляющей культуры Армении. В монументальных памятниках зодчества ярко проявились национальное своеобразие армянского искусства, его высокий уровень и богатые художественные традиции. Древнейшие памятники Армянского нагорья — дольмены, менгиры, кромлехи в Сисиане — относятся к неолиту. В Шенгавитском поселении на территории Еревана раскопаны круглые в плане жилища (IV–III тыс. до н.э.). Большой интерес представляют памятники городища Мецамор (III–I тыс. до н.э.) — древнего центра горно-металлургического производства Армении. Сохранились цитадель, жилища, плавильные печи, сооружения культового и астрономического назначения, связанные с наблюдениями за светилами.

С эпохи существования на территории Армении государства Урарту до нас дошли города-крепости Аргиштихинили (позднее ставший столицей Армении — город Армавир), Тейшебаини и Эребуни-Ереван. Эребуни находится в юго-восточной части Еревана и занимает территорию около 100 га, в центре которой на холме Арин-Берд возвышается мощная цитадель города с дворцовыми, культовыми и хозяйственными зданиями. Строительная надпись свидетельствует об основании Эребуни в 782 году до н.э. царем Аргишти I. При падении государства Урарту Эребуни, в отличие от других крепостей и поселений, не был разрушен. Жизнь в нем продолжалась, и преемником древней крепости стал город Ереван. В 1968 году к празднованию 2750-летия Еревана были завершены археологические раскопки цитадели Эребуни и восстановлены фрагменты помещений и даже целые здания.

Крепость Эребуни

С III века до н.э. в Армении стала развиваться эллинистическая культура. Армянское государство достигло своего наивысшего могущества при паре Тигране II Великом (он правил в 95–55 гг. до н.э.), когда его границы простирались от Каспийского до Средиземного моря. В стране высокого развития достигло градостроительство. По сведениям историков, в этот период в Армении возникло более 200 городов, среди них — Армавир, Ервандашат, Арташат, Тигранакерт. Согласно античным историкам, выбор места для основания новой столицы — Арташата — был сделан нашедшим приют в Армении карфагенским полководцем Ганнибалом, которому царь Арташес (правил в 189–160 гг. до н.э.) поручил также надзор над строительством города.

О зодчестве эллинистической Армении дает представление крепость Гарни с усиленными башнями, мощными стенами (III век до н.э.), языческим храмом (I век н.э.), дворцом и баней (III век н.э.). Построенный в 77 году царем Трдатом I храм Солнца полностью сохранился до ХVII века и был разрушен сильным землетрясением 1679 года. В 1968–1975 годах храм, свыше 90% камней которого сохранились, был восстановлен. Храм представляет собой периптер с капителями колонн ионического ордера. Стены храма сухой кладки сложены из больших базальтовых плит чистой тески. Храм в Гарни некоторыми характерными чертами архитектуры отличается от аналогичных западных храмов. Важнейшие особенности этого храма — возведение его из базальта, перекрытие целлы (главного помещения) каменным сводом, а также богатство и разнообразие неповторяющихся орнаментальных мотивов, что позже стало явным признаком средневекового армянского зодчества. Участие местных каменных дел мастеров и скульпторов ясно видно в наличии свойственных армянскому декоративному искусству растительных орнаментов (виноград, гранат, листья ореха) и в пластичной манере их исполнения.

Благодаря сохранившимся мозаичным панно, гарнийская баня отличается художественной ценностью. Основные сюжеты мозаики, выложенной из местных естественных камней пятнадцати оттенков, почерпнуты из греческой мифологии. Наверху, по всей длине мозаики, есть надпись: «Поработали, ничего не получив».

Языческий храм Гарни. Построен в I веке. Обрушился в XVII веке, восстановлен в 1969–1974 гг

Важнейший этап в истории армянской культуры и, особенно, архитектуры связан с утверждением в 301 году христианства официальной религией Армении. Процесс становления новой религии и нового уклада совпал с совершенствованием строительной техники. Она характеризуется, в первую очередь, переходом от применяемой в античности сухой кладки к кладке с использованием известкового раствора и бутобетона в качестве связующих средств для камней, что послужило развитию арочных, сводчатых и купольных конструкций и предопределило новые архитектурные формы Армении раннехристианского периода.

Армении, первой принявшей христианство, пришлось с самого начала самостоятельно разрабатывать типы церквей. Уже в IV веке в монументальном зодчестве Армении четко намечается основная линия развития — одновременно с зальными церквами и базиликами армянские архитекторы возводят также купольные церкви, разрабатывая, в первую очередь, центричные композиции. Древнейшим, дошедшим до нас купольным памятником является Эчмиадзинский кафедральный собор, построенный в 301–303 годах царем Трдатом III (правил в 287–330 гг.) и Григорием Просветителем. В течение своей многовековой истории этот узловой памятник всей христианской архитектуры неоднократно реставрировался, в том числе основательно в 484 году, когда он получил свою нынешнюю композицию в форме равноконечного креста с куполом на четырех опорах. Этот тип церковного здания, повторенный в соборе Св. Теодороса (624–631 гг.) в Багаране, в дальнейшем вышел за пределы Армении и через Византию распространился в Европе, послужив прототипом для церквей греческих монастырей на горе Атос (Х–ХI вв.), французского собора Жермине де Пре (Х в.), итальянского Сан-Сатиро (IХ.) в Милане.

Эчмиадзинский кафедральный собор

Крестообразная форма церкви наиболее ярко и четко была выражена в малых купольных церквах Армении типа «свободного креста». Характерным и лучшим примером этих сооружений является жемчужина армянской архитектуры — церковь Кармравор (VII в.) в Аштараке, которая сохранилась полностью, включая и древнюю черепичную кровлю (в последующие века кровли монументальных зданий в Армении покрывались каменными плитами).

В городе Аштарак области Арагацотн расположена небольшая и красивая церковь Пресвятой Богородицы (Сурб Аствацацин). Основана она была в VII веке священниками Манасом и Григором. В народе церковь больше известна под названием Кармравор, что в переводе с армянского значит «красноватый». Крестово-купольная церковь Кармравор — единственный в Армении памятник архитектуры, черепичная кровля которого уцелела до наших дней со времени постройки. Такая долговечность стала возможной благодаря надежному способу строительства. Черепица сначала была прочно вдавлена в известковый раствор, а затем еще и прибита гвоздями. По периметру стен церкви высечена надпись, в которой говорится о жителях села, на чьи пожертвования она была построена. В надписи также идет речь и о трудностях, с которыми пришлось столкнуться при сооружении оросительного канала

Следующим звеном развития крестообразной снаружи и внутри композиции в Армении являются церкви типа св. Иоанна в Мастаре (конец VI в.). Здесь увеличена центральная подкупольная часть, и углы ее выступают на фасадах между апсидами. Огромный купол, опирающийся на конхи апсид и тромпы, перекрывает все внутреннее пространство церкви и является доминантой в общем объеме сооружения.

В альбоме «Музей Мартироса Сарьяна», выпущенном в 1973 году в издательстве «Советский художник», находим репродукцию картины «Аштарак. Церковь VII века Кармравор». В предисловии к нему Шаэн Хачатрян, исследователь творчества Сарьяна, пишет про эту работу художника: «В возрасте 76 лет Сарьян в один сеанс написал пейзаж „Аштарак. Церковь VII века Кармравор“. На заднем плане видна гора Арагац. Но в действительности она находится не там. Художник включил гору в композицию, чтобы подчеркнуть связь простых архитектурных форм сооружения с формой горы. В картине художник представляет в единстве человека, творчество и природу»

Центрально-купольная система культовых зданий во второй половине VI века получила в Армении новое направление развития в форме тетраконха с промежуточными нишами и угловыми помещениями (приделами). Древнейшим датированным памятником этого типа является Аванский кафедральный собор на северной окраине Еревана, построенный в 591 году. В Аване приделы перекрыты сферическими сводами, что означает наличие куполов на углах собора.

Композиция Аванского собора в более совершенной форме была воплощена в храме св. Рипсиме (618 год) в Вагаршапате — шедевре армянской архитектуры. Здесь зодчий устранил недостаток Аванского собора — большую толщину в местах сопряжения абсид с приделами, применив в этих углах трапецевидные в плане ниши. Помимо чисто конструктивного значения это имело также огромный художественный эффект. Все части храма св. Рипсиме взаимно гармонично увязаны, здание кажется кристаллом, высеченным из белого камня — оно монументально и производит величественное впечатление.

Церковь святой Рипсиме в Эчмиадзине

Период VII века в истории армянской архитектуры справедливо называется «золотым веком» — в течение нескольких десятилетий было создано много оригинальных типов монументальных сооружений, присущих лишь армянскому строительному искусству.

Храм св. Гаяне (630 год) — четырехстолпное купольное сооружение, композиция которого впервые была применена в армянской архитектуре в церкви св. Сергия в Текоре (478–490 гг.) и развита в церкви в Одзуне (VI в.). Развитие этой композиции привело в Армении к созданию оригинальной трехабсидной купольной базилики на примере соборов Двина (608–628 гг.) и Талина (VII в.).

Церковь Святой Гаяне

Восточнее Вагаршапата находятся развалины собора Звартноц — венца творческого гения армянских зодчих раннего Средневековья. Звартноц, возведенный в качестве кафедрального собора католикосом Нерсесом Строителем в 643–652 годах, представляет собой новый тип центральнокупольного церковного здания с трехъярусным объемом. Согласно реконструкции Тороса Тороманяна, собор состоял из трех, поставленных одно на другое, богато декорированных, уменьшающихся в диаметре цилиндрических объемов, общей высотой 45 м.

Близ Эчмиадзина находятся руины уникального храма Звартноц. Название в переводе с древнеармянского означает «Храм Бдящих ангелов». История Звартноца начинается в VII веке. Его возвели по приказу католикоса Нерсеса III Строителя. Есть предание, что византийский император Константин III, участвовавший в церемонии освящения храма, так поразился его красотой, что пожелал возвести такой же в Константинополе. Однако архитектор Овнан по пути туда умер

Архитектура Звартноца отличается новизной и исключительной конструктивной смелостью. Велико было его значение для развития архитектурной мысли в Армении, и справедливо автор Звартноца — Нерсес Строитель — ставится в ряд наиболее выдающихся зодчих раннего Средневековья. По свидетельству историка Мовсеса Каланкатуаци, при освящении собора присутствовал византийский император Константин, который «весьма восхищенный великолепием сооружения» вознамеревался построить такой же собор в своей столице.

Храм Звартноц. Реконструкция Тороса Тороманяна

Армения — страна высокой сейсмичности. И армянскими архитекторами в VI–VII веках были созданы многие устойчивые типы монументальных зданий, с компактными, симметричными объемами, без отдельно стоящих опор — слабых мест с точки зрения сейсмостойкости. Таковы памятники типа «купольного зала» — большого достижения армянских зодчих — с куполом на пристенных пилонах. Наиболее известными из них являются храм в Птгни (VI век) и собор св. Григора в Аруче (662–666 гг.).

Оплата труда была аккордной, сдельной и поденной: архитектор получал аккордно, мастера — сдельно и поденно, разнорабочие — поденно. Строительство организовывалось с помощью приказчиков, которым подчинялись надзиратели, принимавшие выполненную мастерами работу. Все основное строительство работы велось мастерами, которые делились на группы каменотесов, каменщиков-кладчиков и изготовителей раствора.

Культовые здания Армении IV–VII веков дают полное представление о достижениях и высоком уровне строительного искусства в стране (гражданские сооружения этого периода плохо сохранились и известны нам лишь благодаря раскопкам). Созданные зодчими Армении многие композиции были присущи лишь армянской архитектуре. Памятники IV–VII веков стали основой для следующего этапа развития армянской архитектуры, а купольный зал был утвержден в IX–XIV веках в качестве основного типа церковного здания в Армении.

Продолжение следует…

Источник

Лента

Рекомендуем посмотреть