О его значении хорошо сказала Сильва Капутикян в одной из своих публицистических книг: “Ушел из жизни Татул Алтунян, человек, которому столь многим обязана армянская музыка. Один из тех, из кого слагается родина, потому что родина - это также и люди, которые носят ее в себе. С уходом таких людей многое уходит и от нас, из нашей жизни...”
Татул Алтунян
На долю Татула Алтуняна выпало тяжелое детство. Отец его стал жертвой резни 1915 года. Члены семьи были выходцами из города Адана на земле Киликии. Среди долгой цепи предков, занимавшихся адвокатурой, был сделан перерыв: мальчик поражал музыкальными способностями. Собственно, и отец в свободные от юридических операций часы любил играть на флейте, но робко, урывками, втихомолку. Не то был сын. Даже в годы лишений и скитаний по приютам (один из них при церкви Сурб Саркис в Ереване) он не выпускал из рук тара. Но потом отдал свое сердце гобою. Когда в 1921 году в Ереване открылась первая музыкальная студия, юный Татул стал учеником Романоса Меликяна, Спиридона Меликяна и Анушавана Тер-Гевондяна. Дальнейшее было и того блистательней - солист симфонического оркестра под управлением Спендиарова. Алтунян был первым исполнителем большой партии гобоя в знаменитых “Ереванских этюдах”. Было это в 1926 году, еще при жизни Спендиарова. В 1928 году Татул Алтунян едет в Ленинградскую консерваторию, где овладевает сразу двумя специальностями - хоро-дирижерской и духовых инструментов. Ему прочили блестящее будущее инструменталиста. Но судьба повернула все на свой лад.
С именем Татула Алтуняна связано рождение хоровой капеллы Армении, а в 1938 году он организовал ансамбль народной песни и танца, бессменным руководителем которого оставался больше трех десятилетий. Алтунян был зрелым уже музыкантом, прекрасно знал армянский фольклор, более того, он любил этот фольклор всем своим вдохновенным сердцем, а всякое дело, выполненное без любви, оставляет лишь жалкие суррогаты ремесленничества. Татулу Тиграновичу служил огоньком высокий пример Комитаса. Этнографические поездки по Армении стали его жгучей душевной потребностью. Он отправлялся в горные селения с трепетом. Ничего, что мелодия почти забыта. Он жадно возвращал ее из забвения.
Все, что он обрабатывал, тотчас же подхватывали и пели по всей Армении. Потому что это были песни народные, то есть отобранные и выверенные в веках, иногда и тысячелетиях - ведь история у армян незапамятная. Шедевры выходили из народных глубин и приобретали блеск и сверкание новых одежд. Сдержанное, строго очерченное импровизаторское перо Татула Алтуняна придавало им этот блеск. Перо это было бережным и щедрым одновременно. Так вошли в нашу жизнь - и уже навечно - отборные жемчужины народного мелоса: “Марал-марал”, “Яман яр”, “Сарери овин мернем”, “Тело”, “Нубар-Нубар”, “Крунк”, “Киликия”, танец “Джейрани” и многое, многое другое, мгновенно разошедшееся по всей Армении и по всему спюрку.
"Народ приберег свой многовековой запас мудрости, оформленной в ярком песенном творчестве, постоянно вдохновляющем каждого из нас. Несмотря на свое тяжелое историческое прошлое, живя в своей прекрасной, очень суровой высокогорной стране, армянский народ не только работал, но и создавал чудесный фольклор, свое искусство”, - писал Мартирос Сарьян. И продолжал: “Что является основным и характерным для ансамбля, руководимого Татулом Алтуняном? Прежде всего - глубокое чувство и знание народного мелоса, поднятого в своей передаче до высокого мастерства, вылившегося в свой стиль”.
Заслуженный Государственный Ансамбль песни и танца Армении имени Татула Алтуняна. На фото - армянская борьба - Кох
Органичность была в высшей степени свойственна работе Татула Алтуняна. Черты неповторимости стиля - ведь это и делает художника выдающимся. А Татул Алтунян и был из числа самых больших талантов.
Группа деятелей армянской культуры в мастерской Мартироса Сарьяна. На фотографии Татул Алтунян (второй слева)
Об армянских танцовщиках говорят, что они “поют руками”. Смуглые гибкие люди творили на сцене танец, в котором сдержанный и нежный огонь то и дело разгорался ярким неистовым пламенем. Глубокий и сильный, упорный характер народа сказывался в этих танцах. В движениях не было необузданности. Нет, целомудренность, но и скрытый огонь чувствовались в них. Стыдливый внешне рисунок жаркого танца много говорил тому, кто хотел прочесть душу народа. Такими же были и песни. “То, что я увидел - чудесно”, - лаконично и исчерпывающе писал в тон самим номерам ансамбля Юрий Завадский. Можно говорить о гармонии, грации, изяществе, удивительной естественности, легкости, выразительности, темпераменте, высочайшем уровне исполнения. Но можно отжать все это в одно слово. И этим словом будет - “Художник”. Великий и неповторимый.
Таким он и был, народный артист, лауреат Государственной премии профессор Татул Тигранович Алтунян, Руководитель Ансамбля народной песни и танца Армении, ныне носящем его имя. Таким он и был - требовательным, суровым к самому себе и к другим, скромным, трудолюбивым и любящим свое детище - ансамбль - до самозабвения.
Умирал тяжело, от лейкоза, средства от которого еще не найдены человечеством. Жизнь человека окончена, Жизнь художника продолжается... Она идет дальше - от нас к следующим поколениям, и путь ее бесконечен. Что сделал Татул Алтунян? Ни много ни мало - закрепил в нотных знаках и в своей неповторимой обработке воплотил, воспроизвел в своем ансамбле весь тот блуждающий музыкальный фольклор народа, из которого черпали и Комитас, и Спендиаров, и Арам Хачатурян, и будут так же ненасытно черпать будущие гении Армении. И им и нам следует поклониться трудолюбивому сердцу Татула Алтуняна, человека, спасшего шедевры от забвения. Ибо дорога из уст в уста может и оборваться, а вечный знак нотного письма закрепляет культуру навечно. А что такое культура? Это все передуманное и перечувствованное человечеством.
Заглавная иллюстрация: Портрет Татула Алтуняна работы Мартироса Сарьяна