Парящий в небе Арцах похож на мистический знак. Он, словно событие, опаляющее память, оставляет в ней очертания, след, напоминание — картину. Это произведение, написанное художником Валентином Подпомоговым еще в начале 90-х прошлого столетия, — сознательная реплика на незаконно отторгнутую от древней родной земли часть территории, именуемой Нагорным Карабахом (Арцахом) и подаренной советским правительством Азербайджану.
Валентин Подпомогов. «Арцах». Статус: украдена, есть копия, написанная самим В. Подпомоговым
Открытость высказывания работы подкупает. В ней есть необходимая символика — сакрализация идеи. Карабах изображен художником в виде небольшого отрезка земли, с водруженным христианским крестом. Зажженные свечи и освещенный лучами солнца гигантский хачкар создают некий законченный образ, существующий вне пространства и времени. Таков эмоциональный тонус холста, где в скупой, на первый взгляд, гамме таится плохо сдерживаемая боль утраты.
Немного о самом художнике. Будучи по отцу украинцем, а по матери армянином, Подпомогов родился и вырос в Ереване. Он всегда считал себя армянским художником и даже придумал себе новую фамилию — «Аствацатрян» (Богом сотворенный). Но истинная фамилия все же оказалась более привычной и жизнеспособной.
Валентин Подпомогов. «Оровел» (Песня пахаря). Музей современного искусства, Ереван
Двери мастерской дяди Вали (так называли его друзья и коллеги) практически никогда не закрывались. Доброта без сентиментальности, лукавый обаятельный юмор без насмешки, трагичность без тени ожесточения — все эти качества органично соединялись в Валентине Подпомогове и притягивали к себе людей. Его обожали киношники и композиторы, художники и врачи, ученые и актеры. Словом, все, кому хотелось пообщаться с художником и приобщиться к его творчеству.
Валентин Подпомогов. «Ностальгия»
За свою жизнь он оформил с два десятка полнометражных картин и выпустил с десяток мультфильмов. Но первую свою живописную работу Подпомогов написал в пятьдесят лет. На большом полотне он изобразил обезьяну, придав ей глубоко осмысленный облик. Глядя на картину, кажется, что обезьяна одухотворена и осознает все происходящее. Назвал он полотно «Ностальгия». Его обезьяна, представшая на выставке в ереванском Музее современного искусства, потрясла всю столицу Армении. Затем, одна за другой, появились работы «Mea Culpa» («Моя вина»), «Страна Айастан» («Страна Армения»), «Похороны веры», «Пророк» и другие. Подпомогов, черпавший свое вдохновение в религиозных сюжетах, прекрасно рисовал в академической стилистике.
Валентин Подпомогов. «Реквием». Музей современного искусства, Ереван
Тема Спасителя звучала перманентно в творчестве художника. Он считал, что настоящий смысл христианства заключается не в том, что надо партикулярно верить в Бога, а в том — что Бог верит в нас. В каждой его работе есть присутствие этой веры. «Perpetuum mobile» («Вечный двигатель») — бесконечный ряд фигур, согбенных под тяжестью коллективной скорби, несет на своих спинах распятого Христа — человечество будет с космической бесконечностью повторять Крестный путь Спасителя.
Валентин Подпомогов. «Mea Culpa». Частная коллекция
Когда начались события в Карабахе, Сумгаите, Баку, возникла картина «Арцах».
Рассказывают такую историю. В 1989 году, в период митингов и репрессий в Ереване, из Москвы приехал военный чиновник с целью отследить следы армянских экстремистов. Обычно гостям Еревана — и прошенным, и прибывшим с определенной «миссией» — показывали не только достопримечательности Армении, но и «под занавес» приглашали в мастерскую Валентина Подпомогова. Вот и на этот раз русскому чиновнику решили показать мастерскую необычного художника с необычной фамилией. Слово за слово, военный бюрократ обратил внимание на картину «Арцах». Заинтересовавшись, спросил, дескать, почему это территория «непризнанной» республики витает в облаках, все же «непорядок» какой-то. «А куда вы хотите, чтобы я ее приземлил?» — спросил хозяин мастерской. Российский военный пробежал глазами по полоняющим взор мистически-пророческим картинам, и, наконец выдохнул: «На Армянскую землю». Был комендантский час, но, похоже, присутствующих в мастерской не особо заботил сей факт и, поддав «градуса», все дружно выпили за счастливое будущее Армении.
Валентин Подпомогов
Известно, что на стене у Подпомогова висело старинное коллекционное оружие. Вспомнив, наконец, что в стране особый час, русский гость, проявив некоторое беспокойство, поспешил удалиться. «Вы под моей защитой!» — уверенно сообщил ему художник. «Неужели вы будете меня защищать вот этим?» — иронично заявил чиновник, показав рукой на покрытый патиной военный раритет. Подпомогов молча достал из-за пояса зауэр и положил его на стол прямо перед гостем. Москвич промолчал и был таков. После ухода военного чиновника все были уверенны, что обыск неминуем. Кто-то даже предложил спрятать опасное оружие у себя дома. «Нет необходимости», — попытался успокоить всех армянский художник. После этого московского чиновника никто никогда больше не видел.
Валентин Подпомогов. «Ожидание». Музей современного искусства, Ереван
Картина «Арцах» еще окончательно не просохла, когда ее похитили прямо из мастерской художника. Попутно отмечу, что работы Подпомогова не раз похищали. Вообще же, он легко расставался с картинами. По сути, они были ему дороги, только пока он работал над ними. «Я привязан к картине какой-то неразрывной нитью, как только я завершаю работу и подписываюсь, эта нить обрывается», — признавался он. Правда, через некоторое время их все же возвращали или находили аккуратно завернутыми в упаковку и уложенными подальше от людских глаз. «Плохие картины не воруют», — так, шутя, реагировал Подпомогов на кражу своих работ, должно быть наперед зная, что картина каким-то образом вернется к нему. Слишком уж сильна была заложенная в них авторская воля. Но с «Арцахом» что-то пошло не так. Через какое-то время Подпомогов решил заново написать эту работу, повторив и образный ряд ее, и композицию. Писал он по памяти. «Я с натуры писать не умею, — говорил он и добавлял. — Копировать природу надо с воображением, только воображение делает нас художниками».
Валентин Подпомогов. «Андраник». Музей Сардарапат
Первая Карабахская война в разгаре. Голод и холод. Нервы у всех на исходе. Карпис Титизян, продюсер и бизнесмен из Америки, выкупил тогда эту работу у Подпомогова и увез с собой в Штаты…