«Урок анатомии доктора Тульпа» – один из самых узнаваемых образов в истории живописи, созданный 25-летним Рембрандтом после переезда из родного Лейдена в Амстердам. Сменить место жительства, завоевав успех в своём городе, было решением во всех отношениях рискованным. Однако тогда это был один из самых богатых и крупных городов Европы, где процветал средний класс – основной заказчик картин.
В XVII веке у голландцев пользовались спросом жанровые сцены, натюрморты, пейзажи и гравюры – они были доступными, небольшого размера и их можно было встретить в обычных домах. Масштабные и более сложные по составу групповые портреты также стали популярными в тот период. В основном их размещали в общественных местах для прославления членов тех или иных организаций.
Рембрандт Харменс ван Рейн. Урок анатомии доктора Тульпа, 1632г
Общий портрет амстердамской Гильдии хирургов, который со временем стал известен как «Урок анатомии доктора Тульпа», Рембрандту предложили написать всего через год после его переезда. Примечательно, что он получил этот заказ, будучи новичком в городе, хотя местные живописцы – например, Томас де Кейзер и Николас Пикеной – были старше и опытней в области группового портрета. Если другой художник, возможно, просто взял бы за основу предыдущее изображение и вписал новые головы вместо старых, Рембрандт создал нечто совершенно новое.
Он изобразил на своем полотне персонажей не так, как предшественники. Как правило, натурщики сидели в ряд и смотрели прямо на зрителя. Здесь же хирурги повёрнуты в профиль или в пол-оборота и сгруппированы в форме пирамиды, причём главный герой находится не на её вершине.
Доктор Николас Тульп был назначен прелектором (praelector – профессор или лектор, президент) амстердамской Гильдии хирургов в 1628 году. Одной из его обязанностей было проведение ежегодной публичной лекции по некоторым аспектам анатомии человека. В 1632 году урок состоялся 16 января – и именно его изобразил Рембрандт.
Рембрандт Харменс ван Рейн. Урок анатомии доктора Тульпа. Фрагмент
Фокусом группы на полотне является доктор Тульп, который показывает сгибающие мышцы на левой руке трупа. Он – единственный персонаж в шляпе, и тем самым Рембрандт подчёркивает его статус. Семеро коллег хирурга смотрят в разных направлениях – одни на тело, другие на лектора, третьи прямо на зрителя. Каждое лицо обладает собственным глубоко личным и психологическим выражением. Покойник – недавно казнённый вор Адриан Адриансон по прозвищу по прозвищу Арис Киндт – лежит почти параллельно плоскости изображения. Его тело полностью освещено, а ступни практически упираются в книгу в правом нижнем углу.
Рембрандт Харменс ван Рейн. Урок анатомии доктора Тульпа. Фрагмент
Вероятнее всего, это труд De humani corporis fabrica («Строение человеческого тела», 1543) Андреаса Везалия. В целом Рембрандт показывает девять разных фигур, но делает это так, что они смотрятся единой группой.
Портрет Везалия из его книги по анатомии человека
Если композиция картины отличалась от всего, что было написано до Рембрандта, то тематика – от того, что можно было увидеть в католической Европе. Католический принцип воскресения требовал, чтобы мёртвые тела были погребены целостными. Однако в протестантской Голландии вскрытие человека было не только распространённой практикой, но и публичным зрелищем, которое сопровождалось застольем, музыкой и беседами.
Рембрандт Харменс ван Рейн. Урок анатомии доктора Тульпа. Фрагмент
Есть ещё один важный момент, необходимый для понимания картины – художественный вымысел. Любой студент, изучающий анатомию и физиологию, знает, что вскрытие человеческого тела почти всегда начинается с грудной клетки и брюшной полости – тех фрагментов, с которых обычно начинается разложение – и лишь потом анатомы переходят к конечностям. Более того, маловероятно, что столь важный хирург, как доктор Тульп, сам рассекает тело. Скорее, он бы читал лекцию, а эту задачу предоставил другим. Однако представляя застывшую сцену в красках, но без звука, Рембрандт выделяет его не только костюмом, но и действием.
Есть ещё несколько интересных фактов о картине «Урок анатомии доктора Тульпа»:
• один из старейшин гильдии держит в руках листок со списком имён собравшихся;
• первоначально у самого дальнего персонажа (во главе пирамиды) была шляпа, но на финальной версии картины от неё осталась только тень;
• Николас Тульп – хирург и мэр Амстердама – родился под именем Клас Питерсон, но со временем стал называться Николасом (более уважаемая версия имени Клас) Тульпом, «тюльпаном». Фамилию амбициозный молодой человек взял во время «тюльпанной лихорадки», а после её краха публично осудил спекулянтов;
Рембрандт Харменс ван Рейн. Урок анатомии доктора Тульпа. Фрагмент
• Рембрандт подписал картину своим полным именем, а не инициалами RHL (Рембрандт Харменс из Лейдена), как прежние. Это знаменует начало зрелой карьеры художника;
• сцена два столетия провисела в Палате мер и весов Амстердама, пока директор Рейксмузеума Корнелис Апостол в 1817 году не предпринял усилия по её переносу в своё учреждение. Однако, несмотря на то, что музею пришлось продать несколько произведений, чтобы выкупить шедевр Рембрандта, король Виллем I Нидерландский велел передать полотно основанной им галерее Маурицхёйс в Гааге.
Смелый, новаторский и глубоко психологический «Урок анатомии доктора Тульпа» стал началом пути Рембрандта к славе и богатству, а также оказал влияние на грядущие поколения художников. Без этой картины молодой американец Томас Икинс вряд ли написал бы свою «Клинику Гросса» в 1876 году – почти два с половиной столетия спустя.
Томас Икинс. «Клиника Гросса», 1876г
По материалам artchive.